Контакты:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

        УТВЕРЖДАЮ
Директор Высшей школы печати и
медиаиндустрии

__________________Е.Л. Хохлогорская
                  «______» ____________________2018 г


ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
 (Наименование практики)


по направлению подготовки 42.03.03 «Издательское дело»
по профилю подготовки: Книгоиздательское  дело, Газетно-журнальное издательское дело
Способы проведения практики     Выездная / Стационарная


Институт           Издательского дела и журналистики
Кафедра        Издательского дела и книговедения

Уровень бакалавриата
Москва — 2018
Практика по получению профессиональных знаний и опыта профессиональной деятельности ставит цель развитие и закрепление профессиональных навыков редактора, углубление теоретической подготовки обучающегося путем приобретения им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности; получение студентом опыта работы в издательских структурах.

Задачами практики являются: ознакомление с организационно-функциональной структурой издательства, репертуаром выпускаемых изданий;   изучение вопросов маркетинга и менеджмента;  знакомство с формами и методами работы различных участников издательского процесса; закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение опыта научной работы, развитие практических навыков в области книжного дела.

Способы проведения практики: стационарная; выездная.

Время проведения практики:



 
Форма
обучения    курс    семестр    Трудоемкость практики        Форма
итогового
контроля      
            Всего
 час./ зач. ед    Контактная работа    Самостоятельная работа    Продол-житель-ность, недель          
Очная    2
3    4
6    324    -    Дневник практики; отчет о работе    6    зачет с оценкой      
Очно-заочная    3
4
5    5
6
8
9    324    -    Дневник практики; отчет о работе    6    зачет с оценкой     

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

 
Код компетенции    Результаты освоения ОП
Содержание компетенции*    Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики**       
ОК-7    Способность к самоорганизации и самообразованию    1. знать:
- основные методы профессионального роста;
2.  уметь:
- ставить задачи и вырабатывать пути их достижения;
3. владеть:
- методами повышения профессиональной квалификации в издательской деятельности       
ПК-17    Способность участвовать в разработке издательского проекта    1. знать:
- состояние книжного рынка (по данным ежегодных отчетов Российской книжной палаты и т.п.);
- актуальные тенденции рынка  (отечественного и зарубежного) и основные читательские предпочтения;
- современные инновационные и полиграфические технологии
2.  уметь:
- разрабатывать концепцию издательского проекта;
- производить расчет себестоимости издания
- ставить задачи и вырабатывать пути их достижения;
3. владеть:
- навыками разработки издательской концепции;
- навыками поиска потенциальных рынков сбыта;
- навыками анализа конкурентной среды;
- специальной терминологией;
- специализированным ПО;
- навыками поиска и отбора информации      
ПК-20    Способность владеть методикой и техникой редактирования авторских оригиналов книжных, газетно-журнальных, электронных и иных изданий, контента цифровых документов    1. знать:
- виды редакторской правки;
- виды, конструкцию и характеристики издательской продукции;
- основные технологические процессы производства печатных и электронных средств информации;
- основы психологии общения;
- специфику редактирования произведений, относящихся к разным видам и жанрам литературы;
- сущность, структуру редакторского анализа как метода профессиональной деятельности редактора;
- требования к авторским заявкам и авторским оригиналам;
- требования к издательскому оригиналу и готовому изданию;

2.  уметь:
- выбирать оптимальные технологические процессы производства печатных и электронных средств информации,
- вырабатывать способы совершенствования произведения с учетом результатов рецензирования;
- обосновать вносимую редакторскую правку;
- обосновывать концепцию издания;
- оценивать авторский оригинал с точки зрения потенциального читателя;
- редактировать авторские оригиналы книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов;
- формировать издательский оригинал;

3. владеть:
- критериями редакторской оценки литературных произведений, исходя из требований к отдельным элементам издания и к изданию в целом.
- методами рецензирования и редактирования авторских оригиналов.
- навыками выявления логических ошибок в рассуждениях;
- приемами формирования и подготовки издательских оригиналов.
- способами эффективного взаимодействия с автором и другими субъектами издательского процесса.
- средствами проверки правильности построения умозаключения, доказательства и опровержения;
- техникой редакторской правки;
      
ПК-22    Способность формировать оригинал-макет и готовить издание к выпуску.    1. знать:
- технологи редакционно-издательских процессов, процессы допечатной подготовки
2.  уметь:
-формировать оригинал-макет и готовить издание к выпуску.
3. владеть:
-навыками профессионального общения с авторами, художественными и техническими редакторами, корректорами и работниками производственного отдела; навыками редактирования тексов и обработки изображений;
      
ПК-23    Способность применять программные средства разработки электронных изданий    1. знать:
- перечень актуальных программных средств для обработки информации;
- назначение различных программных средств, необходимых для работы с электронным изданием;
- перечень электронных носителей для записи и хранения электронных изданий;
2.  уметь:
- применять информационные системы в профессиональной деятельности;
- разрабатывать структурную схему будущего электронного издания;
- подбирать соответствующее программное обеспечение для записи электронного издания;
3. владеть:   
- программным продуктом для разработки полноценного электронного издания;
- методиками обработки и хранения получаемой информации;
- методиками записи электронного издания на носитель;

      
ПК-26
    Способность выполнять работу по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям    1. знать:
- требования издательства к авторскому оригиналу (текст и иллюстрации)
- основные этапы редакционно-издательского процесса
- основные способы продвижения издательской продукции, в том числе с помощью инновационных технологий: через социальные сети, booktube и т.д.

2.  уметь:
- принять рукопись у автора и проверить ее соответствие требованиям к авторскому оригиналу (текст и иллюстрации);
провести анализ ее комплектности и соответствие договору заказа;
- провести анализ фактического материала, структуры;
- провести анализ внетекстового материала рукописи;
- продвигать издание на рынке.

3. владеть:
- методами оценки авторских заявок и авторских оригиналов
- технологиями редактирования с применением знаний современных языковых норм и правил;
- навыками общения с читательской аудиторией;
- информацией о рынке сбыта
- навыками анализа конкурентной среды.      
ПК-29    Способность взаимодействовать с рекламодателями и рекламными агентствами    1. знать:
- основные способы продвижения издательской продукции, в том числе с помощью инновационных технологий: через социальные сети, booktube и т.д.;
- специальную терминология;
- основные процессы коммуникационной политики;  
- теоретические основы современной системы маркетинговых коммуникаций при продвижении издательской продукции;
2.  уметь:   
-  разрабатывать рекламный текст; - формулировать цели и задачи рекламы издательского продукта;
- формулировать цели и задачи коммуникационной деятельности как составляющей маркетинговой стратегии в продвижении издательской продукции;
3. владеть:
-  навыками общения с читательской аудиторией;
- информацией о рынке сбыта
- навыками анализа конкурентной среды;
- знанием коммуникационных характеристик основных и синтетических средств системы маркетинговых коммуникаций при продвижении издательской продукции;
- навыками подготовки рекламных мероприятий по продвижению продукции.      
ПК-35    Способность организовать работу с авторами    1. знать:
- требования издательства к авторскому оригиналу;
- основы популярной психологии;
- этику делового общения;
- основы менеджмента в издательском деле;
2.  уметь:
- ставить задачи и вырабатывать пути их достижения;
- писать ред.заключения и рецензии;
- принять рукопись у автора и проверить ее соответствие требованиям к авторскому оригиналу (текст и иллюстрации);
провести анализ ее комплектности и соответствие договору заказа;
3. владеть:
- способами эффективного взаимодействия с автором;
- навыками оценки авторских заявок и авторских оригиналов

    

7. Структура и содержание практики ______________________________
Общая трудоемкость практики составляет 324 зачетных единиц часов.
Практика включает в себя:


 

п/п    Разделы (этапы) практики    Виды работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в зачетных единицах и часах)    Формы текущего контроля      
1    Организационный этап    Инструктаж. Вводная лекция.
27 ч    Изучение истории, миссии и репертуара издательства, его структуры, технологических процессов и места на рынке.
27 ч    Знакомство с коллегами. Адаптация.
27 ч    ррфффф    Дневник практики; отчет о работе,
отзыв от организации (характеристика)      
2    Участие в подготовке и выпуске книжного издания
27 ч    Взаимодействие с переводчиками, литературными редакторами, корректорами (постановка задач, контроль работы);
анализ и рецензирование авторских заявок и авторских оригиналов;
участие в разработке новых издательских проектов;
редактирование авторских оригиналов; консультативное участие в разработке новых издательских проектов;
консультативное участие в разработке концепции издания;
сбор информации о конкурентах по заданию руководителя (отслеживание новинок, анализ рейтингов и т.п.).
27 ч
    Ведение проектов во внутрииздательской системе;
отслеживание сроков редакционно-издательской подготовки книг.
27 ч
    содействие в администрировании работы отдела: формирование служебных записок, отслеживание сроков готовности оригинал-макетов, художественного оформления, выхода книги, формирование стандартных договоров;
взаимодействие со смежными подразделениями издательства в рамках реализации проектов (финансово-договорной службой, диспетчерами, художниками, верстальщиками, технологами).
27 ч        Дневник практики; отчет о работе,
отзыв от организации (характеристика)      
3    Участие редактора на заключительном этапе редакционно-издательского процесса
27 ч    Проведение анализа клиентской базы и разработка стратегии по продвижению книги.
27 ч    Формирование ассортимента оптовых и розничных каналов распространения миздательской продукции на основе изучения спроса и предложения.
27 ч    Участие в маркетинговых мероприятиях по продвижению издательской продукции (проведение презентаций, работа на книжных выставках-ярмарках).
27 ч        Дневник практики; отчет о работе,
отзыв от организации (характеристика)     

    8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые при проведении практики
При проведении практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельност, используются следующие образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии – промежуточный контроль в виде оценивания по 5-балльной системе ответов обучающихся на конкретные вопросы по теме практики, защита практики с оцениванием ее результатов по 5-балльной системе и объяснением недочетов; использование обучающимися методов поиска, анализа, обобщения информации по книжному делу, изложение полученного материала в структурированном виде с наличием выводов и предложений по улучшению деятельности; предоставление предприятием или организацией книжного дела возможностей обучающимся овладеть основами профессиональной деятельности в области редакционно-издательского, книготоргового, библиографического дела.


    9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике


 
№ п/п    Наименование разделов (этапов) прохождения практики    Методические указания 
по выполнению самостоятельной работы      
1.    Организационный этап    Изучить официальный сайт издательства, его группы в социальных сетях; определить профиль выпускаемой продукции, составить представление о конкурентной среде. Изучить статистику, аналитические отчеты, подготовленные Российской книжной палаты за последние 3 года, отраслевые журналы (см. п. 8.4). Изучить нормативно-правовую документацию издательства, в частности, должностные инструкции.      
2.    Участие в подготовке и выпуске книжного издания    Работа с опорными конспектами лекций по дисциплине «Технология редакционно-издательского процесса»; литературой из списков «Основная литература» и «Дополнительная литература, а также базами данных и поисковыми системами, перечисленными в п. 8. консультации с руководителями практики, назначенными от университета и издательства.      
3.    Участие редактора на заключительном этапе редакционно-издательского процесса    Изучение литературы по маркетингу из списков «Основная литература» и «Дополнительная литература»; сайты книжных магазинов, с которыми сотрудничает издательство; собрать в Интернете и проанализировать информацию о книжных выставках-ярмарках (МКВЯ, non-fiction и т.д.).          


    10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)
По результатам практики студент должен сдать дифференцированный зачет, представив на кафедру издательского дела и книговедения следующие отчетные документы:
- дневник практики с указанием характера редакционных поручений. Дневник должен быть заверен подписью руководителя практики, закрепленного за студентом от организации. Дневник практиканта должен заполняться регулярно: необходимо ежедневно фиксировать виды работы, которую выполнял студент.
- отчет о проведенной работе, содержащий описание деятельности за время практики, получение новых знаний и навыков, анализ трудностей в работе над собственными материалами, оценка своих творческих удач и недостатков и т.д. Отчет включает и развернутую характеристику структуры издательства и редакции, должностные обязанности младшего редактора, редактора, выпускающего редактора, ответственного редактора, обзор репертуара книжных изданий по теме редакции. Перечисление выполненных практикантом заданий. Следует указать номера телефонов организации и людей, руководящих практикой. Объем отчета составляет не менее 0,5 а.л.
В отчете о практике студент дает общую характеристику издательства и репертуар выпускаемых изданий, описывает организацию работы основных участников издательского процесса, характеризует способы подготовки материалов к печати, используемую компьютерную технику. Необходимо подробно рассмотреть способы решения маркетинговых задач в издательстве, вопросы менеджмента, условия реализации выпускаемых изданий, а также охарактеризовать содержание всей проделанной на практике работы. В заключение желательно отметить, какие новые знания и навыки получены студентом в период прохождения практики.
Выводы могут включать критические замечания, пожелания, предложения студента, связанные с совершенствованием отдельных направлений работы и редакционно-издательского процесса в целом.
Отчет должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Основные положения данного ГОСТ заключаются в следующем:
-    Текст оформляется на стандартных листах формата А4 на компьютере шрифтом гарнитуры Times New Roman кеглем 14 пунктов через 1,5 интервала.
-    Текст следует печатать с соблюдением следующего размера полей:
левое – 30 мм;
правое – 10 мм;
верхнее – 20 мм;
нижнее – 20 мм.
-    Величина абзацного отступа – 1,25 сантиметра. Выравнивание текста в пределах абзаца – по ширине. При наборе текста допускается использование функции автоматической расстановки переносов.
-    Нумерация страниц производится арабскими цифрами в правой нижней части листа без точки и начинается с титульного листа, но на самом титульном листе номер страницы не проставляется.
-    Текст отчета должен содержать:
титульный лист;
основную часть;
выводы.
Текст отчета необходимо набрать на компьютере в текстовом редакторе Word и распечатать на принтере (формат бумаги А4).
Примерный перечень вопросов, ответы на которые должны содержаться в отчете о проведенной студентом работе:
·    Общие сведения об издательстве: история создания, миссия, цели и задачи, руководство (генеральный директор, главный редактор), доля издательства на рынке (число выпущенных за последний год названий и совокупный тираж), профиль издательства;
·    официальный сайт издательства и (или) группы в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook, Inctagram и т.д.): оценка качества разработки, интерфейса, обратной связи с читателями, контента (все ли издания представлены, анонсируются ли новинки и т.д.), наличие конкурсов для читателей и т.д.;
·    структура издательства: численность сотрудников, количество редакций и их профиль, число входящих в них сотрудников, их должности и должностные обящанности, наличие проектных групп; наименование бизнес-поддерживающих подразделений (бухгалтерия, юридический отдел, отдел маркетинга, плановый отдел и т.д.).
·    репертуар выпускаемых изданий;
·    награды издательства (если есть); перечислить несколько изданий или серий (наиболее коммерчески успешных или имиджевых проектов);
·    название внутрииздательской системы, в которой ведутся проекты (SAP, 1C, Exel и т.д.);
·    характеристика корпоративной культуры издательства;
·    маркетинговая политика издательства: стратегии по выводу новой продукции на рынок, участие в выставках-ярмарках, перечень магазинов, с которыми налажено сотрудничество и т.д.;
·    перечень выполненных практикантом заданий.

- отзыв от организации (характеристика) с указанием сроков пребывания практиканта на практике, в котором руководитель организации или другое ответственное лицо оценивают работу студента, его теоретическую подготовку, способности, профессиональные качества, дисциплинированность, работоспособность, заинтересованность в получении знаний и навыков; здесь же высказываются замечания и пожелания. Характеристика должна быть на фирменном бланке за подписью ответственного работника издательства.

 
Шкала оценивания    Описание      
Отлично     Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Студент демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.       
Хорошо     Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, либо если при этом были допущены 2-3 несущественные ошибки.      
Удовлетворительно     Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Студент демонстрирует соответствие знаний, в котором освещена основная, наиболее важная часть материала, но при этом допущена одна значительная ошибка или неточность.      
Неудовлетворительно    Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.     

    11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

а) основная литература:
Родин И. О. Настольная книга издателя: практическое пособие / И.О. Родин. - М : Директ-Медиа, 2013. – 386 с. - ISBN 978-5-4458-3430-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=219033
    
б) дополнительная литература:
Рябинина Н.З. Технология редакционно-издательского процесса / Н.З. Рябинина. – М.: Логос, 2008. – 255 с. - ISBN 978-5-98704-051-4 - (Новая университетская библиотека); То же [Электронный ресурс]. - URL: h http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=84787
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Для успешного прохождения практики обучающийся использует следующие программные средства:
Операционная система Windows, Microsoft Office Стандартный 2007 (word, excel, powerpoint), CorelDraw X4, программа для работы в сети Интернет, Консультант+;
интернет – ресурсы:
1.  Официальный сайт НТЦ «Информрегистр» -  http://inforeg.ru.
2.    Официальный сайт Российской государственной библиотеки - http://www.rsl.ru.
3.    Официальный сайт Российской книжной палаты - http://www.bookchamber.ru.
4.    Официальный сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям - http://www.fapmc.ru.
5.    Официальный сайт Ассоциации книгоиздателей - http://aski@mail.ru


12. Материально-техническое обеспечение практики  
Предоставляется и гарантируется редакцией с соблюдением требований техники
безопасности при проведении практик. В обязательные составляющие материально-технической базы для проведения производственной практики входят:
·    отдельное рабочее место, полностью соответствующее требованиям охраны труда;
·    стационарный компьютер или ноутбук с лицензионной операционной системой Windows, выходом в Интернет и лицензированным пакетом программ, необходимых редактору для выполнения служебных обязанностей: Office, Adobe InDesign, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и т.д.;
·    канцелярские принадлежности;
·    служебный телефон;
·    доступ к справочной литературе

Программу составил(а):                                       ( подпись)
Ассистент кафедры издательского дела и книговедения В.В. Коростелина
 
Утверждена  на заседании кафедры издательского дела и книговедения
             г., протокол №

Зав. кафедрой издательского

 
дела и книговедения,
канд. филол. наук, профессор       __________                        И.Л. Шурыгина

Согласовано

 
Директор Института издательского
дела и журналистики,
канд. ист. наук, доцент                 __________                       А.А. Столяров




Приложение 1 к
программе практики