Контакты:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


 

                                                   УТВЕРЖДЕНО

                                                            Директор института

                                                                                       издательского дела и журналистики

 

____________________А.А. Столяров

 

 «____» _____________________ 2020 г.

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности

Направление подготовки

42.03.03 «Издательское дело»

 

 

 

Профиль подготовки

Книгоиздательское дело, Книгораспространение, Антикварное книжное дело, Газетно-журнальное издательское дело, Издание учебной литературы

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Способы проведения практики    

Выездная / Стационарная

                  

 

Форма обучения

Очная, очно-заочная

 

 

Москва 2020

 

 

 

 

 

1. Цели практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности

 

Целями практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности обучающихся по направлению «Издательское дело» являются закрепление и углубление теоретической подготовки, полученной за предыдущий период обучения, а также приобретение практических профессиональных навыков и компетенций в процессе самостоятельной работы на предприятиях книжного дела. Проведение практики способствует повышению эффективности образовательного процесса по направлению «Издательское дело», усилению практической направленности подготовки бакалавров, ознакомлению с новейшими тенденциями в издательском, библиографическом и книготорговом деле.

 

Программа разработана в соответствии с:

- федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 42.03.03 «Издательское дело» (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Минобрнауки России от 20.10.2015 г. № 1168;

- образовательной программой высшего образования по направлению подготовки 42.03.03  «Издательское дело»;

- учебным планом по направлению подготовки 42.03.03 «Издательское дело» для 2018 года начала подготовки.

 

2. Задачи практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности

 

Задачами практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности обучающихся по направлению «Издательское дело» являются изучение организации работы в организациях и предприятиях книжного дела (структура, штатное расписание, основные направления деятельности…); знакомство со всеми этапами движения книги в организациях и предприятиях книжного дела;  самостоятельное выполнение различных  производственных заданий, а также заданий руководителя практики (например, ознакомление с профессиональной периодической печатью, сбор материалов по определенной теме или проблеме и т.д.). Обучающийся должен ознакомиться с основными направлениями деятельности издательских, книготорговых, библиографических организаций; основными этапами и методами редакционно-издательской подготовки изданий, формами и способами их распространения, особенностями библиографической обработки; получить первичные профессиональные навыки подготовки издания и его дальнейшего продвижения; ознакомиться с основными нормативно-инструктивными документами и справочниками, профессиональной периодикой.

 

3. Место практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в структуре ОП бакалавриата

 

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности входит в Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» структуры программы бакалавриата.

Прохождение практики  базируется на следующих дисциплинах: «История», «Современный русский язык», «История зарубежной литературы», «История отечественной литературы», «История издательского дела», «Печатные и электронные средства информации», «Основы редактирования»,

Для успешного прохождения учебной практики, обучающиеся должны владеть следующими знаниями и компетенциями: «История» - понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса и этапов исторического развития России; «Современный русский язык» - использование норм современного литературного русского языка как необходимое условие демонстрации первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности; «История отечественной литературы» – способность ориентироваться в области истории отечественной литературы и в современном литературном процессе; «История зарубежной литературы» – способность ориентироваться в области истории зарубежной литературы и в современном литературном процессе; «История издательского дела»  - понимание движущих сил и закономерностей развития книжного дела; «Печатные и электронные средства информации» - понимание специфики, инновационных  особенностей, возможности использования  как печатных, так и электронных средств информации;  «Основы редактирования» - знание истории отечественного редактирования и умение применять положения  ГОСТов СИБИД в редакционно-издательской практике.

Результаты прохождения практики должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих за ней дисциплин, практик: «Современная издательская система» (профили подготовки «Книгоиздательское дело», «Книгораспространение», «Антикварное книжное дело», «Газетно-журнальное издательское дело», «Издание учебной литературы»), «Книговедение» (профиль подготовки «Книгоиздательское дело»), «Общее книговедение» (профили подготовки «Книгораспространение», «Антикварное книжное дело»), «Технология редакционно-издательского процесса» (профиль подготовки «Книгоиздательское дело», «Издание учебной литературы»), «Ассортиментоведение книжных изданий» (профиль подготовки «Книгораспространение»).

 

4. Тип, вид, способ и формы проведения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности

 

Типы практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.   

 

Способы проведения практики: стационарная / выездная.

 

5. Место и время проведения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности

 

Место проведения учебной практики – предприятия и организации книжного дела, Московский политехнический университет.

Время проведения практики – 2 курс, 1-й семестр.

 

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности

 

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

 

 

 

Код

компетенции

Результаты освоения ОП

Содержание компетенции

Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики

УК-1

Способен осуществлять поиск,

критический анализ и синтез информации,

применять системный подход для решения

поставленных задач

Знать:

- основные тенденции развития современного книжного дела

Уметь:

- использовать знания, полученные за время обучения, для профессионального роста и самообразования;

- использовать потенциал информации из различных источников и полученных навыков ее поиска, анализа и обработки;

- ставить конкретную цель и выбирать соответствующие оптимальные методы ее достижения

Владеть:

- навыками и приемами непрерывного самообразования и повышения профессиональной квалификации

 

ПК-1

 

 

 

 

Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями разных медиа

 

 

Знать:

- основные информационные источники по теории, методике и практике книжного дела

Уметь:

- выделять основные цели и задачи при поиске, отборе и анализе информации по конкретной теме или проблеме

- применять с  учетом специфики книжного дела методы и формы историко-книговедческого познания и анализа книги

Владеть:

- основами информационного поиска, анализа и обобщения полученных данных для формулировки выводов и результатов

 

ПК-2

Способен участвовать в производственном процессе выпуска медиапродукта с применением современных редакционных технологий

Знать:

- основные правила техники безопасности, основные должностные обязанности и правила поведения на рабочем месте

Уметь:

- выполнять полученные задания в соответствии с правила и требованиями предприятия или организации книжного дела

Владеть:

- базовыми навыками анализа конкретных изданий с точки зрения их содержания и внешней формы

 

 

 

 

7. Структура и содержание практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности

 

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

 

п/п

Разделы (этапы) практики

Виды работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в зачетных единицах и часах)

Формы текущего контроля

1

Подготовительный этап

(12 ч. / 0,33 зач. ед.)

Вводная лекция руководителя учебной практики со стороны Университета

( 2 ч.)

 

Сбор и изучение материалов, посвященных истории  конкретной организации или предприятия книжного дела; истории отечественного или зарубежного профессионального периодического или продолжающегося издания; истории проведения книжной ярмарки, выставки, конференции, совещания, семинара по книжному делу

(4 ч.)

Сбор и изучение материалов о современном состоянии конкретной организации или предприятия книжного дела, отечественного или зарубежного профессионального периодического или продолжающегося издания, отечественной или зарубежной книжной ярмарки, выставки, конференции, совещания, семинара по книжному делу

(4 ч.)

Подготовка предварительного отчета по подготовительному этапу

(2 ч.)

Самоотчет практиканта в виде подготовленной общей характеристики истории и современного состояния конкретной организации или предприятия книжного дела, периодического или продолжающегося издания, отечественной или зарубежной книжной ярмарки, выставки, конференции, совещания, семинара по книжному делу

 

2

Ознакомительная лекция и инструктаж на  месте проведения практики. Знакомство с правилами, нормами, основными направлениями деятельности конкретной организации или предприятия книжного дела

 (12 ч. / 0,33 зач. ед.)

Прослушивание вводной лекции руководителя учебной практики со стороны конкретной организации или учреждения книжного дела

(2 ч.)

 Изучение организации работы на предприятиях книжного дела (издательских, книготорговых, библиографических) - уставные функции, структура, штатное расписание, основные направления и планы деятельности. Изучение особенностей работы в редакции профессионального издания, особенностей проведения ярмарок, выставок, конференций, семинаров… по книжному делу

(6 ч.)

Подготовка предварительного отчета по второму этапу

(4 ч.)

 

Самоотчет практиканта в виде подготовленной общей характеристики особенностей деятельности конкретной организации или предприятия (конкретного отдела) книжного дела, профессионального периодического или продолжающегося издания… Промежуточный отчет руководителю практики от Университета в виде ответов на контрольные вопросы для оценки степени усвоения полученной  информации

3

Выполнение учебно-производственных заданий, в том числе для приобретения и развития научно-исследовательских навыков

(72 ч. / 2 зач. ед.)

Знакомство с основными этапами движения книги на предприятиях книжного дела – основными этапами редакционно-издательской подготовки изданий, формами и способами их распространения, библиографической обработки. Изучение публикаций специальной периодической и продолжающейся печати, материалов выставок, ярмарок, семинаров, совещаний, конференций по книжному делу

(6 ч.)

Выполнение различных производственных заданий – ведение корректуры, анализ издательско-библиографического оформления по стандартам СИБИД, проверка фактического материала и внетекстовых элементов, сбор материалов в интернете и профессиональной прессе по заданию руководителя практики  от предприятия, знакомство с основными методами и видами библиографической и книготорговой деятельности, изучение издательского репертуара и/или книготоргового ассортимента, участие в выездных мероприятиях (презентации, ярмарки…), изучение отечественной и зарубежной законодательной и нормативной информации по книжному делу…

(31 ч.)

Выполнение учебных заданий - анализ и подробная характеристика отечественного или зарубежного периодического или продолжающегося издания по книжному делу за определенный период, материалов

отечественной или зарубежной

книжной ярмарки, выставки, конференции, совещания, семинара по книжному делу

(31 ч.)

 

Обработка и систематизация полученного материала. Закрепление полученных первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

(4 ч.)

 

Проверка выполнения заданий руководителем практики от организации или учреждения книжного дела с исправлением допущенных ошибок и их разъяснением. Самоотчет практиканта по выполнению учебного задания, полученного от руководителя практики от Университета

 

4

Оформление необходимых для защиты документов и защита практики

(12 ч. / 0,33 зач. ед.)

Подготовка текста отчета по практике

(8 ч.)

Подготовка остальных необходимых для защиты документов

(2 ч.)

Подготовка к защите практики

(2 ч.)

 

Защита практики

 

8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые при проведении практики

 

При проведении практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, используются следующие образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии – чтение лекций, промежуточный контроль в виде оценивания по 5-балльной системе ответов обучающихся на конкретные вопросы по теме практики (устный опрос, собеседование), защита практики с оцениванием ее результатов по 5-балльной системе и объяснением недочетов; использование обучающимися методов поиска, анализа, обобщения информации по книжному делу, изложение полученного материала в структурированном виде с наличием выводов и предложений по улучшению деятельности; предоставление предприятием или организацией книжного дела возможностей обучающимся овладеть основами профессиональной деятельности в области редакционно-издательского, книготоргового, библиографического дела.

 

         9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

 

Наименование  разделов (этапов) прохождения практики

Методические указания 

по выполнению самостоятельной работы

  1. Подготовительный этап

Ознакомление с сайтами Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, издательско-книготорговых, библиографических организаций, специальной литературой, профессиональной периодикой

2. Ознакомительная лекция и инструктаж на месте проведения практики. Знакомство с правилами, нормами, основными направлениями деятельности конкретной организации или предприятия книжного дела

 

Ознакомление с сайтами издательско-книготорговых, библиографических организаций, специальной литературой, профессиональной периодикой. Подготовка к промежуточному отчету руководителю практики от Университета (проработка ответов на предполагаемые контрольные вопросы об истории и современном состоянии предприятия или организации книжного дела, периодического или продолжающегося издания, выставки, ярмарки, конференции по книжному делу)

3. Выполнение учебно-производственных заданий, в том числе для приобретения и развития научно-исследовательских навыков

Проработка лекций, учебной литературы, специализированных сайтов и публикаций в профессиональной печати, стандартов СИБИД, собственно материалов  отечественной и зарубежной профессиональной периодической и продолжающейся печати, материалов совещаний, семинаров и конференций по книжному делу,  использование знаний и умений, полученных в ходе практики на предприятиях книжного дела, выработка навыков обработки, обобщения и систематизации полученного материала

4. Оформление необходимых для защиты документов и защита практики

 

Подготовка отчета по практике в структурированном виде с наличием выводов и предложений по совершенствованию деятельности предприятия или организации книжного дела, профессионального периодического или продолжающегося издания, проведения семинара, конференции, выставки по книжному делу

Подготовка к защите.

 

10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) дифференцированный зачет

 

Обучающиеся получают задание и составляют план работы на весь период практики. В плане должны быть учтены: закрепление теоретических знаний, полученных за время обучения; получение первичных профессиональных умений и навыков, первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности; подготовка отчета о практике.

По итогам практики обучающийся представляет:

– отчет, содержащий описание проделанной работы, полученных новых знаний, умений и навыков,  анализ возникших во время работы затруднений, предложения и рекомендации по совершенствованию сегмента книжного дела, на базе которого проходила практика и т.д.;

- дневник практики с указанием характера  проделанной работы, заверенный руководителем практики от предприятия или организации книжного дела;

- отзыв от организации или предприятия книжного дела, в котором руководитель организации (или другое ответственное лицо) оценивает работу обучающегося, его теоретическую подготовку, профессиональные качества, дисциплинированность, работоспособность, заинтересованность в получении знаний и навыков, а также высказывает замечания и пожелания. Отзыв должен быть на фирменном бланке за подписью ответственного работника предприятия или организации книжного дела.

 

По итогам прохождения практики обучающийся представляет структурированный отчет, который защищается во время дифференцированного зачета по 5-балльной системе.

 

Шкала оценивания

Описание

Отлично

Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Студент демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.

Хорошо

Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, либо если при этом были допущены 2-3 несущественные ошибки.

Удовлетворительно

Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Студент демонстрирует соответствие знаний, в котором освещена основная, наиболее важная часть материала, но при этом допущена одна значительная ошибка или неточность.

Неудовлетворительно

Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.

 

 

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики:

 

11.1. Основная литература

1. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2018 : отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  [Электронный ресурс]. – URL:   http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2018/bookmarket.html

2. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2016 : доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  [Электронный ресурс]. – URL:   

http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/pechat.html

11.2. Дополнительная литература

1. Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2016 : доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/poligrafiya.html    

2. Интернет в России 2016. Состояние, тенденции перспективы : доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  [Электронный ресурс]. – URL:   http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/inet.html

11.3. Программное обеспечение и интернет-ресурсы:

Используется Microsoft Office Стандартный 2007 (word, excel, powerpoint).

1. Официальный сайт ТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело» - http://typo@viniti.ru

2.  Официальный сайт НТЦ «Информрегистр» -  http://inforeg.ru.

3. Официальный сайт Российской государственной библиотеки - http://www.rsl.ru.

4. Официальный сайт Российской книжной палаты - http://www.bookchamber.ru.

5. Официальный сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям - http://www.fapmc.ru.

6. Официальный сайт Ассоциации книгораспространителей независимых государств - http://askr123@mail.ru

7. Официальный сайт Ассоциации книгоиздателей - http://aski@mail.ru

 

12. Материально-техническое обеспечение практики

 

- лекционная аудитория для прочтения вводной лекции руководителем учебной практики со стороны Университета (учебный корпус, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Садово-Спасская, д. 6, ауд. 4109, 4208);

- материально-техническая база предприятий книжного дела – мест прохождения практики;

- доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки).

 

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО и с учетом рекомендаций ОП ВО по направлению подготовки 42.03.03  «Издательское дело»

 

 

 

Программу составил(а):                                              ( подпись)

Доцент кафедры издательского дела и книговедения, канд. филол. наук, доцент Е.М. Сухорукова

 

 

 Утверждена  на заседании кафедры издательского дела и книговедения

28.06.2020 г., протокол № 18

 

Зав. кафедрой издательского

дела и книговедения,

канд. филол. наук, доцент              __________                        И.Л. Шурыгина

 

Согласовано

Директор Института издательского

дела и журналистики,

канд. ист. наук, доцент                   __________                       А.А. Столяров