Контакты:
-
Громова Ольга БорисовнаПреподаватель
Каждый трудящийся на производстве имеет право на безопасность для своей жизни и здоровья. Государство, обеспечивая реализацию данного права, обязывает работодателей организовывать соответствующие условия труда с учетом специфики предприятия. В зависимости от особенностей производства или процесса, можно использовать различные критерии для формирования системы безопасности и управления охраной труда, однако, в любом случае она подлежит аудиту.
Знания, полученные при изучении данной дисциплины, позволят сформировать навыки для проведения аудита систем безопасности, а также повысить уровень безопасности работников и обеспечить разработку мероприятий по сохранению здоровья трудящихся на предприятиях.
Дисциплина представляет теоретическую основу базовых знаний необходимых выпускникам для решения практических вопросов по организации и управлению аудитом систем в сфере техногенной безопасности.
Целью освоения дисциплины «Аудит систем безопасности» является – приобретение знаний, умений и навыков, связанных с реализацией основных принципов аудита, управления программами аудита, организации и проведения аудита систем безопасности в области охраны труда с целью обеспечения безопасности и охраны здоровья работников.
Задачи дисциплины:
- освоение нормативно-правового сопровождения по проведению аудита;
- освоение практических навыков проведения аудита.
При этом формируются следующие компетенции:
- ПК-24 способность проводить научную экспертизу новых проектов, аудит систем безопасности.
В результате освоения дисциплины студент должен:
ПК-24
знать:
• нормативно-правовое сопровождение аудита безопасности в области охраны труда и охраны окружающей среды
уметь:
• организовать обеспечение программ аудита систем безопасности в области охраны труда и охраны окружающей среды,
• владеть:
• процедурой проведения аудита систем безопасности в области охраны труда и охраны окружающей среды.
Курс состоит из лекционных и практических занятий, рассчитанных на изучение в течение одного семестра, и формирует теоретическую базу для дальнейшего практического освоения навыков проведения аудита систем безопасности.
В качестве текущего контроля предусмотрены тесты, затрагивающие вопросы по теоретической и практической части.
Перечень разделов дисциплины и виды учебных занятий
Лекции |
Практические занятия |
Введение |
|
Лекция 1. Организационно-правовые основы аудита в области охраны труда и охраны окружающей среды |
Практическое занятие 1 по теме лекции 1 - Разработка программы внутреннего аудита по охране труда согласно требованиям ГОСТ Практическое занятие 2 по теме лекции 1 - Мониторинг и анализ программы аудита Практическое занятие 3 по теме лекции 1 - Оценка ресурсов для проведения аудита Практическое занятие 4 по теме лекции 1 - Выбор и оценка методов аудита |
Лекция 2. Общая характеристика аудита |
Практическое занятие 5 по теме лекции 2 - Особенности аудита на адекватность документов Практическое занятие 6 по теме лекции 2 - Проведение аудита соответствия Практическое занятие 7 по теме лекции 2 - Способы оценки профессиональных рисков Практическое занятие 8 по теме лекции 2 - Метод управления профессиональными рисками |
Лекция 3. Требования к аудиторам систем безопасности управления охраной труда |
Практическое занятие 9 по теме лекции 3 - Систематизация требований к аудиторам |
Лекция 4. Поведенческий аудит в системе управления охраной труда |
Практическое занятие 10 по теме лекции 4 - Особенности поведенческого аудита безопасности Практическое занятие 11 по теме лекции 4. - Обработка данных и анализ результатов поведенческого аудита безопасности |
Лекция 5. Особенности проведения комплексного HSE-аудита |
Практическое занятие 12 по теме лекции 5 - Проведение аудита систем экологической безопасности Практическое занятие 13 по теме лекции 5 - Аудит пожарной безопасности |
Для оценки знаний используются промежуточное тестирование и итоговое тестирование, ограниченное по времени (не более 1 мин на одно тестовое задание) и количеству неправильных ответов (не более 20% неправильных ответов в общем объеме тестов).
Шкала оценивания результатов промежуточного контроля и аттестации:
1. Тестирование
Шкала оценивания |
Описание |
Отлично |
Даны правильные ответы на 90% тестовых заданий |
Хорошо |
Даны правильные ответы на 70% тестовых заданий |
Удовлетворительно |
Даны правильные ответы на 50% тестовых заданий |
Неудовлетворительно |
Даны правильные ответы на менее чем 50% тестовых заданий |
3. Промежуточная аттестация
Шкала оценивания |
Описание |
Зачтено |
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Студент демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. |
Не зачтено |
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков, приведенных в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации. |
Краткая характеристика учебно-методического материала.
Основными методическими материалами являются:
- теоретический материал (учебные и учебно-методические пособия, конспекты лекций и др.);
- указания к выполнению практических заданий
- контрольные тесты.
Обучающиеся изучают теоретический материал в системе LMS и выполняют предусмотренные практические работы.
Содержание дисциплины.
Краткое содержание лекций по дисциплине
Организационно-правовые основы аудита в области охраны труда и охраны окружающей среды
Цель и задачи дисциплины, ее структура и рекомендации по изучению. Правовые основы аудита систем безопасности в области охраны труда. Международные стандарты. Понятийно-терминологический аппарат. Структура системы безопасности в области охраны труда. Основные цели, задачи, функции, принципы проведения аудитов безопасности. Классификация видов аудита безопасности. Разработка программы внутреннего аудита по охране труда. Мониторинг и анализ программы аудита. Оценка ресурсов для проведения аудита. Выбор и оценка методов аудита.
Общая характеристика аудита
Систематизирующие признаки аудита. Виды и типы аудитов. Общая программа аудита: цели и задачи программ аудита и отдельных (компонентов) аудитов, объем / количество / типы / места проведения и графики проведения аудитов; процедуры программы аудита; критерии аудита; методы аудита; необходимые ресурсы, включая расходы на командировки и размещение аудиторов. Особенности аудита на адекватность документов и аудита соответствия. Содержание и последовательность процессов управления программой аудита. Способы оценки профессиональных рисков. Метод управления профессиональными рисками.
Требования к аудиторам систем безопасности управления охраной труда
Систематизация требований к аудиторам. Роль и ответственность лица, управляющего программой аудита. Обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту. Требования к внутренним аудиторам; требования к внешним аудиторам. Особенности формирование группы (групп) по аудиту. Личные качества аудиторов, требуемое образование, дополнительные навыки. Критерии оценки аудиторов.
Поведенческий аудит в системе управления охраной труда
Принципы и особенности проведения поведенческого аудита безопасности. График проведения поведенческого аудита и его оценка. Категории наблюдения. Требования к отчету по поведенческому аудиту. Обработка данных и анализ результатов поведенческого аудита безопасности. Расчет и анализ показателей поведенческого аудита безопасности. Роль сертификации продукции, машин, материалов в обеспечении безопасности производств.
Особенности проведения комплексного HSE-аудита
Принципы комплексного HSE-аудита. Вопросы охраны труда, возникающие при проведении HSE-аудита. Применение СИЗ. Вопросы пожарной безопасности, возникающие при проведении HSE-аудита. Процедуры аудита системы экологической безопасности. Нормативные акты, регламентирующие проведение аудита систем экологической безопасности. Цели и задачи проведения аудита систем экологической безопасности. Требования к отчету. Аудит пожарной безопасности. Цели независимого аудита пожарной безопасности. Пожарный риск, мероприятия по снижению пожарного риска.
Краткая характеристика организации работы с указанием соответствующих методических материалов, сроков представления их на проверку, критериев и условий, по которым будет производиться оценка выполнения следующих работ.
Основными методическими материалами являются конспект лекций и указания к выполнению практических заданий. Обучающиеся изучают теоретический материал в системе LMS и выполняют предусмотренные практические работы.
Обучающиеся изучают теоретический материал в системе LMS в течение 10 часов, выполняет задания для практических занятий в объеме 26 часов, проходят тестирование по каждой теме.
Описание организации изучения дисциплины/модуля/курса, для которой разрабатывается служебный ЭОР:
Для изучения дисциплины в течение семестра, предусмотрено:
- самостоятельное изучение теоретического материала лекций в системе LMS в течение 10 часов, отведенных на аудиторную работу с конспектом;
- выполнение предусмотренных по темам лекций практических работ в системе LMS в течение 26 часов, отведенных на аудиторную работу
- текущий контроль в виде проверки усвоения знаний с помощью тестирования.
Формы и порядок взаимодействия преподавателя с обучающимися.
- форумы, предусмотренные в системе LMS;
- личная переписка с преподавателем в системе LMS;
- очные консультации в специально отведенное время в часы присутствия преподавателя на территории Университета.