Контакты:

Цели, задачи и планируемые результаты обучения по дисциплине

Цель освоения дисциплины «Социология чтения» обеспечить студентов систематизированными знаниями

о процессах чтения как виде информационной деятельности, осуществляющейся в ходе коммуникации, вызванной социально значимыми потребностями людей;

применяющихся в социологии различных характеристиках читателей, читательской аудитории;

методах исследования, необходимыми для успешной работы в книжном деле.

Задачами освоения дисциплины «Социология чтения» являются:

формирование представлений социальных механизмах развития и функционирования чтения как социального явления;

выработка навыков социологического исследования читательской аудитории.

В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:

 

Код компетенции

В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

УК-1

Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ИУК-1.1. Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие

ИУК-1.2. Осуществляет поиск, критически оценивает, обобщает, систематизирует и ранжирует информацию, требуемую для решения поставленной задачи

ИУК-1.3. Рассматривает и предлагает рациональные варианты решения поставленной задачи, используя системный подход, критически оценивает их достоинства и недостатки

ПК-5

Способен участвовать в организации продвижения издательской продукции и реализации мероприятий, способствующих увеличению продаж

ИПК-5.1. Участвует в разработке маркетинговой стратегии издательств и (или) предприятий распространения издательской продукции

ИПК-5.2. Владеет инструментами продвижения медиапродукта – книжного издания с помощью различных каналов и систем

ИПК-5.3. Контролирует и оценивает эффективность результатов продвижения издательской продукции

 

2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата

Дисциплина «Маркетинг в издательском деле» относится к числу учебных дисциплин части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы бакалавриата, взаимосвязана логически и содержательно-методически со следующими дисциплинами и практиками ОП:

– «Экономика издательского дела».

– «Печатные и электронные средства информации».

– «– «Современная издательская система».

– «Инновационные технологии в издательском деле».

– «Формирование издательских портфелей».

– «Продвижение издательской продукции».

2.      Виды учебной работы и трудоемкость

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, т.е. 180 академических часов.

3.1.1. Очная форма обучения

№ п/п

Вид учебной работы

Количество часов

 

7 семестр

1

Аудиторные занятия

54

54

 

В том числе:

 

 

11

Лекции

18

1

12

Семинарские/практические занятия

36

36

13

Лабораторные занятия

-

-

2

Самостоятельная работа

54

54

 

В том числе:

 

 

21

Чтение и анализ текстов, подготовка докладов, сообщений

48

48

 

 

 

 

3

Промежуточная аттестация

 

 

1

зачет

6

6

 

Итого

108

108

3.1.2. Заочная форма обучения

№ п/п

Вид учебной работы

Количество часов

 

9 семестр

1

Аудиторные занятия

16

16

 

В том числе:

 

 

11

Лекции

8

8

12

Семинарские/практические занятия

8

8

13

Лабораторные занятия

-

-

2

Самостоятельная работа

92

92

 

В том числе:

 

 

21

Чтение и анализ текстов, подготовка докладов, сообщений

76

76

3

Промежуточная аттестация

 

 

 

Зачет

16

16

 

Итого

108

108

 

3.2      Тематический план изучения дисциплины (по формам обучения)

3.2.1. Очная форма обучения

п/п

Разделы/темы

дисциплины

Трудоемкость, час

 

Всего

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

 

Лекции

Семинарские/ практические занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

 

1

Введение. Предмет курса. Место курса в системе дисциплин. Задачи курса, его значение для будущей профессиональной деятельности.

10

2

2

-

6

 

2

Тема 1. Методологические основы социологии чтения

22

2

6

-

8

3

Тема 2. История развития социологии чтения в России

112

2

6

-

4

4

Тема 3. Психологические аспекты процессов чтения

16

2

4

-

8

5

Тема 4. Социально-психологические характеристики читателя

22

2

4

-

8

6

Тема 5. Социологические исследования читательской аудитории

14

4

6

 

8

7.

Тема 6. Социологические и психологические особенности книги

 

2

4

 

8

8.

Тема 7. Социально-психологические аспекты деятельности издательства

 

2

4

 

8

Итого

108

18

36

 

54

3.2.2. Заочная форма обучения

п/п

Разделы/темы

дисциплины

Трудоемкость, час

 

Всего

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

 

Лекции

Семинарские/ практические занятия

Лабораторные занятия

 

1

Введение. Предмет курса. Место курса в системе дисциплин. Задачи курса, его значение для будущей профессиональной деятельности.

12

1

1

-

10

 

2

Тема 1. Методологические основы социологии чтения

12

1

1

-

10

 

3

Тема 2. История развития социологии чтения в России

10

1

1

-

8

 

4

Тема 3. Психологические аспекты процессов чтения

22

1

1

-

20

 

5

Тема 4. Социально-психологические характеристики читателя

22

1

1

-

10

 

6

Тема 5. Социологические исследования читательской аудитории

16

1

1

 

14

 

7

Тема 6. Социологические и психологические особенности книги

12

1

1

 

10

 

8

Тема 7. Социально-психологические аспекты деятельности издательства

12

1

1

 

10

 

 

Итого

108

8

8

 

 

92

 

3.3. Содержание разделов дисциплины

Введение. Предмет курса. Место курса в системе дисциплин. Задачи курса, его значение для будущей профессиональной деятельности

Особенности построения курса, основные темы. Связь курса с другими учебными дисциплинами, общая характеристика основных знаний и навыков, которыми студент должен овладеть в результате освоения курса. Рекомендуемые источники, дополнитель­ные материалы.

Тема 1. Методологические основы социологии чтения

     Книга, чтение и общество – основные понятия психологии и социологии чтения.

Объект и предмет дисциплины – книга, читатели и широкий крут психологических и социальных аспектов чтения. Понятие социального явления, его основные признаки. Своеобразие познания социальных явлений, их социологическое изучение. Понятие о функциях прикладной социологии. Социальный закон, характеристика и классификация социальных законов. Статус и место психологии и социологии чтения в системе книговедческого и гуманитарного знания. Границы социологии чтения. Методы социологии чтения.

     Тема 2. История развития социологии чтения в России

     Предпосылки формирования социологии чтения в России. Грамотность и чтение. Социальные структура и аудитория читателей в XIX веке в России. Развитие социологических исследований чтения в 20-30-е годы нашего века. Социология чтения на современном этапе: проблемы перспективы.

Тема 3. Психологические аспекты процессов чтения

  Особенности восприятия, оценки и понимания книги – ключевые моменты классификации читателей. Социологические и психологические аспекты понимания текста.

Развитие способностей к чтению у детей различных возрастных групп. Проявление способности к чтению в читательском поведении и отношении к книге взрослых. Динамика читательских потребностей. Потребности и мотивы к чтению.

Типичность (социальность) и индивидуальность (интимность) читательского поведения различных людей, их отношения к книге. Тестирование индивидуальных и групповых свойств.

Тема 4. Социально-психологические характеристики читателя

Социально-демографические и социально-психологические характеристики читателей. Объект и методы исследования на групповом уровне.

Социально-психологические методы исследования. Социометрические исследования читательских групп. Основные читательские типы.

 Социальная структура общества и читательские предпочтения. Социальная динамика читательских типов. Читательские типы и читательские портреты. Возможности воздействия и формирования читательских предпочтений.

Тема 5. Социологические исследования читательской аудитории

     Организация и программа социологических исследований. Методы сбора социологической информации (анализ документов, опрос, наблюдение, эксперимент).

Тема 6. Социологические и психологические особенности книги

Книга как социальное и культурное явление. Роль книги в духовной жизни общества. Психологические механизмы воздействия книги на читателя. Книга и ценностные ориентации в обществе. Социально-психологический портрет книги.

Тема 7. Социально-психологические аспекты деятельности издательства

Стратегии издательской деятельности и учет запросов читателей. Социально-психологические механизмы писательской деятельности. Социально-психологические механизмы принятия решений на различных этапах издательской деятельности.

Роль издательств в формировании читательских интересов. Социальные и психологические аспекты рекламной деятельности.

3.4. Тематика семинарских/практических занятий/лабораторных работ

Практическое занятие 1. Задачи курса, его значение для будущей профессиональной деятельности.

Практическое занятие 2. Социология чтения на современном этапе: проблемы перспективы

Практическое занятие 3. Тестирование индивидуальных и групповых свойств читателей..

Практическое занятие 4. Читательские типы и читательские портреты

Практическое занятие 5. Организация и программа социологических исследований.

Практическое занятие 6. . Книга и ценностные ориентации в обществе.

3.4.2. Лабораторные занятия

Не предусмотрены