Контакты:

ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ_ЗАЧЁТ

ПРОГРАММА КУРСА:

Вводная лекция

Понятие и особенности отрасли. О современном развитии рынков в различных отраслях экономики России. Инновационная и инвестиционная политика как фактор развития разных отраслей. 

Раздел 1: Участники отраслевых взаимодействий

Тема 1: Классификации компаний. Роль институциональной структуры.

Классификация отраслей и промышленных предприятий. Количественный и качественный анализ суммарного воздействия всей системы факторов и предпосылок. Современные факторы размещения промышленного производства. Классификация отраслей промышленности в зависимости от доминирующего фактора размещения. 

Раздел 2: Методология  исследования рыночных структур

Тема 2: Классификации рынков

Классификации рынков по различным признакам. По конкурентной среде.  По объему сделок: оптовый, мелкооптовый, розничный. По наполнению товарами: дефицитный, равновесный, избыточный. По роли государства в установлении «правил игры» на рынке: свободный или регулируемый. 

Тема 3: Типы рыночных структур

Понятие рыночных структур. Ключевые характеристики типов рыночных структур. Совершенная конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая монополия. 

Раздел 3: Анализ поведения компаний на рынке

Тема 4: Источники информации о рынке. Конкурентное преимущество.

Информация как ресурс и источник конкурентного преимущества. Конкурентные преимущества: виды. Конкурентные преимущества: когда формулировать?  Конкурентные преимущества и конкурентная стратегия; восприятие клиентов.

Тема 5: Анализ рынка: цели и виды. Методы анализа.

Виды анализа рынка. Варианты, как организовать исследование рынка. Выбор вида анализа. Краткий план анализа рынка. Этапы анализа рынка. Методы анализа рынка. Методы сбора данных для анализа рынка. Анализ рынка конкуренции. 

Раздел 4: Барьеры входа и динамика рынка

Тема 6: Определение рыночных барьеров. Виды барьеров.

Виды барьеров входа и выхода. Классификация отраслевых барьеров. Нестратегические барьеры входа и выхода. Стратегические барьеры входа и выхода. Исследование барьеров входа и выхода. Влияние барьеров входа на ситуацию на рынке. Вертикальная интеграция и барьеры входа. 

Тема 7: Динамика рынка и фактор государства.

Макроэкономические факторы влияния на динамику российского рынка. Какие факторы влияют на развитие рынка? Как государство может влиять на рынок? Положительные и отрицательные влияния государственного регулирования. 

Раздел 5: Современные тенденции развития экономики отраслевых рынков

Тема 8: Цифровизация и отраслевые рынки.

О цифровизации и новой конфигурации рынка. Влияние цифровизации на развитие отраслевых рынков. Анализ характеристик новых отраслевых рынков в условиях цифровизации экономики.

 Тема 9: Перспективы развития отраслевых рынков

Инновационные барьеры и перспективы развития отраслевых рынков. Проблемы и перспективы дальнейшего развития отраслевых рынков. 

Раздел 6: Ценовые стратегии компаний

Тема 10: Виды ценовых стратегий.

Ценовые стратегии: где, когда и как их применять? Стратегия высоких цен. Стратегия средних цен (нейтральное ценообразование). Стратегия низких цен (ценового прорыва).

Стратегия целевых и льготных цен. Стратегия «связанного» ценообразования. Стратегия «следования за лидером». 

Тема 11: Государственный контроль ценообразования

Регулирование отношений в области государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования. Контроль соблюдения законодательства в сфере регулируемого ценообразования. Региональный государственный контроль за соблюдением установленного порядка ценообразования и применения регулируемых цен (тарифов). 

Раздел 7: Дифференциация продукта и конкуренция

Тема 12: Сущность и виды продуктовой дифференциации.

Дифференциация: что это такое, виды и критерии. Типы дифференциации продукта: вертикальная и горизонтальная дифференциация. Виды продуктовой дифференциации. Дифференциация продуктов на отраслевом рынке. 

Тема 13: Реклама как фактор продуктовой дифференциации

Дифференциация продукта, её сущность и виды. Реклама как фактор продуктовой дифференциации. Модель Саттона. Условие Дорфмана — Штайнера. Как дифференциация продукта влияет на возможности фирмы контролировать рынок? 

Раздел 8: Инновационное развитие отраслевых рынков

Тема 14: Инновационная деятельность в отрасли: сущность, принципы.

Сущность инновационной деятельности и ее значение. Принципы инновационной деятельности. Подходы к пониманию инноваций. Отраслевые инновации: сущность, принципы. 

Тема 15: Угрозы и риски инновационного развития отрасли

Риски территорий инновационного развития. Какие выделяют факторы способствующие инновационному развитию отрасли? Инновационное развитие отраслей (на примере конкретной отраслей).

Раздел 9: Отраслевая конкуренция в цифровой экономике

Тема 16: Конкурентный механизм в условиях цифровизации

Конкурентная политика и ее приоритеты в условиях цифровизации. Поддержка цифровой трансформации бизнеса. Специфика отраслевой конкуренции: национальные аспекты. 

Тема 17: Цели и задачи государственного регулирования рынка.

Необходимость, цели и задачи государственного регулирования отраслевого рынка. Современные задачи государственного регулирования рынка. Механизмы государственного регулирования отраслевых рынков.