Регламент проведения вступительного испытания
«Комплексный экзамен»
по направлению 45.06.01 – Языкознание и литературоведение
с использованием дистанционных технологий
1. Взаимодействие абитуриентов - участников вступительного испытания с членами предметной комиссии происходит через систему дистанционного обучения Московского политехнического университета (далее – СДО университета) и через систему организации и проведения видеоконференций Cisco Webex Meetings (далее – Webex-клиент).
2. Доступ в СДО университета осуществляется по постоянному адресу в сети Интернет https://lms.mospolytech.ru.
3. Доступ к видеоконференциям осуществляется через предварительно установленное на персональный компьютер, планшет или смартфон на базе операционных систем Windows, MacOS, iOS или Android приложения Webex Meetings. Ссылка для скачивания бесплатного клиента Cisco Webex Meetings (Webex-клиента) размещена по постоянному адресу в сети Интернет https://www.webex.com/downloads.html.
4. Через СДО университета абитуриент получает доступ к заданиям вступительного испытания в соответствии с расписанием вступительных испытаний, а также окно для выполнения задания. При этом на мониторе компьютера (ноутбука и т.д.) запрещено открытие других рабочих окон, кроме СДО.
5. Через Webex-клиент абитуриент обеспечивает онлайн идентификацию своей личности перед началом вступительного испытания, демонстрацию своего рабочего места в ходе проведения испытания в соответствии с расписанием, получает необходимые инструкции от организаторов.
6. Перед началом испытания приемная комиссия направляет в адрес абитуриентов по указанной ими при регистрации электронной почте авторизационные данные для входа в СДО университета.
7. Абитуриент обязан до начала вступительных испытаний авторизоваться в СДО университета, проверить свои персональные данные, ознакомиться с инструкциями, размещенными на странице в СДО университета, установить на свой персональный компьютер или иные телекоммуникационные средства необходимое программное обеспечение, указанное в инструкции в СДО университета, загрузить необходимые фото- или скан копии документов и совершить прочие необходимые действия, указанные в инструкции на странице в СДО университета.
8. В день проведения творческого испытания участник обязан заранее (за 30 минут до начала) авторизоваться в СДО университета и в комнате в Webex-клиенте.
9. При возникновении в процессе авторизации полей, требующих ввода фамилии, имени или отчества участник обязан указывать свои персональные данные в соответствии с паспортными данными, указанными
им при регистрации. При указании вымышленных или несуществующих персональных данных участник может быть дисквалифицирован по решению приемной комиссии. Решение оформляется соответствующим протоколом (актом) приемной комиссии.
10. Участник обязан обеспечить непрерывную демонстрацию своего рабочего места через видеокамеру, транслирующую потоковый видеосигнал в Webex-клиент, таким образом, чтобы все время вступительного испытания представители приемной комиссии могли одновременно наблюдать в кадре рабочую поверхность стола, самого участника и процесс написания (набора) участником текста (рекомендуется размещать видеокамеру под углом 45-60 градусов к поверхности стола и экрану и экрану для работы с СДО).
11. Участник обязан обеспечить работу микрофона, транслирующего потоковый аудиосигнал в Webex-клиент, таким образом, чтобы все время вступительного испытания представители приемной комиссии могли слышать звуки в помещении, где участник работает над заданием.
12. В случае отсутствия видео или аудио сигнала в Webex-клиенте со стороны участника более 15 минут в ходе проведения вступительного испытания участник считается покинувшим испытание досрочно и без сдачи работы. Работа такого участника не подлежит проверке. Данное решение оформляется соответствующим протоколом (актом) приемной комиссии.
13. Количество комнат Webex-клиент для подготовки к экзамену рассчитывается таким образом, чтобы одновременно в одной комнате могли находиться не более 15 участников экзамена и 3 дежурных представителей приемной комиссии. Перед началом вступительного испытания представитель приемной комиссии проводит перекличку подключенных участников и идентифицирует их личность. Для этого представитель приемной комиссии вызывает участников в алфавитном порядке, вызванный участник обязан включить микрофон, назвать себя, показать в камеру свое лицо и продемонстрировать документ, удостоверяющий свою личность таким образом, чтобы представитель приемной комиссии смог прочитать фамилию, имя и отчество участника в документе и сличить фотографию в документе с лицом участника. После прохождения данной процедуры участник допускается к прохождению вступительного испытания. В случае отсутствия видео или аудио сигнала в Webex-клиенте со стороны участника, отказа участника пройти процесс идентификации личности, возникновения обоснованных сомнений у представителя приемной комиссии в установлении личности участника, такому участнику может быть отказано в допуске к прохождению вступительного испытания. Отказ в допуске оформляется соответствующим протоколом (актом) приемной комиссии.
14. После завершения процедуры идентификации личностей всех участников, представитель приемной комиссии открывает доступ для допущенных участников к выполнению вступительного испытания.
15. Вступительные испытания для поступления в магистратуру по направлению подготовки 45.06.01. «Языкознание и литературоведение» проходят в форме устного экзамена.
16. Каждый экзаменуемый готовит письменный ответ по вопросам методом случайного выбора. Содержание вопросов отражает содержание основных разделов программы вступительных испытаний в аспирантуру по направлению 45.06.01- Языкознание и литературоведение.
17. В ходе проведения вступительного испытания участники должны выполнять задание, постоянно находясь в области съемки видеокамеры. При исчезновении из области съемки видеокамеры более чем на 5 минут или при наличии обоснованных подозрений у наблюдающих за процессом творческого испытания представителей приемной комиссии в несамостоятельном выполнении задания участник может быть дисквалифицирован. Дисквалификация участника оформляется соответствующим протоколом (актом) приемной комиссии.
18. Абитуриенту предоставляется 1 час для подготовки ответа. Продолжительность устного ответа составляет не более 30 минут.
19. Тезисы ответа абитуриент фиксирует в поле СДО университета «Лист устного ответа». В листе должны быть представлены следующие поля: 1) название экзамена; 2) фамилия, имя, отчество абитуриента; 3) регистрационный номер абитуриента; 4) номер билета; 5) поле для ответа. Максимальное количество знаков с пробелами в поле для ответа – 1000.
20. После завершения подготовки абитуриент нажимает «отправить» (ответ загружается в СДО).
21. Абитуриентов, готовых к ответу, представители приемной комиссии переводят в комнату ожидания и в порядке очередности подключают к системе Cisco Webex Meetings (Webex-клиента) членов предметной комиссии. В комнате одномоментно находятся: 3 члена предметной комиссии, один дежурный – представитель приемной комиссии, один поступающий. Остальные поступающие ожидают в лобби. Их приглашает дежурный по мере готовности предметной комиссии.
22. Вызванный участник обязан включить микрофон, назвать себя, показать в камеру свое лицо и продемонстрировать документ, удостоверяющий свою личность таким образом, чтобы представитель предметной комиссии смог прочитать фамилию, имя и отчество участника в документе и сличить фотографию в документе с лицом участника. Во время ответа абитуриент должен постоянно находиться в области съемки видеокамеры.
23. Ход экзамена, в т.ч. ответ абитуриента, вопросы члена предметной комиссии и ответы на них, выставленная оценка фиксируются в протоколах собеседования техническими секретарями предметной комиссии в соответствующих протоколах.
24. Оценка проставляется членами предметной комиссии непосредственно после окончания ответа в протокол и оглашается самому участнику вступительного испытания.
25. После окончания ответа представители приемной комиссии отключают участника от эфира.
26. Листы устного ответа и протоколы хранятся в СДО и могут быть использованы при рассмотрении апелляции и других вопросов, касающихся обеспечения качества проведения вступительного испытания.
27. Процесс экзамена и подготовки к нему фиксируется на видеокамеру в Webex-клиенте. Видеозапись хранится в СДО и может быть использована при рассмотрении апелляции и других вопросов, касающихся обеспечения качества проведения вступительного испытания.
28. Междисциплинарный экзамен оценивается по 100-бальной шкале. Минимальное количество баллов для получения положительной оценки – 40 баллов.
28. В случае несогласия абитуриента с выставленными баллами он может обратиться в апелляционную комиссию. Апелляции проводятся в соответствии с порядком проведения апелляций.
29. Рассмотрение апелляций происходит через Webex-клиент в соответствии с расписанием проведения апелляции.
30. Для подачи заявления участник должен предварительно скачать, заполнить собственноручно, сфотографировать или отсканировать заполненное заявление и загрузить его в СДО университета в срок не позднее следующего рабочего дня после публикации результатов вступительного экзамена.
31. Процесс проведения апелляции фиксируется на видеокамеру в Webex-клиенте. Видеозапись хранится в СДО и может быть использована при рассмотрении вопросов, касающихся обеспечения качества проведения вступительного испытания и апелляции.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
ПРОРЕКТОР ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ
______________Г.Х. ШАРИПЗЯНОВА
«___» я 2021 г. ПРОГРАММА вступительного испытания для поступающих на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Направление подготовки: 45.06.01 Языкознание и литературоведение Профиль: Русский язык Профиль: Библиотековедение, библиографоведение и книговедение Москва 2021
Разработчики
Кафедра Русского языка и истории
литературы
зав. кафедрой,
профессор, д.ф.н.
Хромов С.С.
профессор, д.ф.н.
Давыдова Т.Т.
Кафедра издательского дела и книговедения
профессор, д.ф.н.
Беловицкая А.А.
профессор, д.и.н.
Тараканова О.Л.
профессор, д.и.н.
Андреева О.В.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. На вступительное испытание поступающие допускаются при наличии документа, удостоверяющего личность и гражданство (паспорта), и расписки о подаче документов. 2. Форма проведения вступительного испытания: устный комплексный междисциплинарный экзамен. Время выполнения задания: 60 минут. Экзаменационный билет содержит 3 контрольных вопроса по дисциплинам, указанным в разделе 2. 3. По результатам вступительного испытания, поступающему выставляется оценка от нуля до ста баллов. Минимальный положительный балл по 100-балльной системе составляет 40 баллов, ниже которого вступительное испытание считается несданным. Итоговая оценка за вступительное испытание определяется по критериям:
Баллы
Критерий выставления оценки
81-100
Демонстрация отличных знаний по заданному вопросу. Умение иллюстрировать теоретические положения примерами. Широкий кругозор по обсуждаемым вопросам.
61-80 Демонстрация твёрдых знаний по заданному вопросу. Наличие мелких неточностей в ответе и в иллюстративном материале.
51-60
Неплохое знание вопроса, но с заметными ошибками.
40-50
Слабое знание и понимание рассматриваемого вопроса, со значительными ошибками.
0-39
Незнание или непонимание рассматриваемого вопроса. 4. Вступительные испытания проводятся по расписанию приёмной комиссии университета. Экзаменационные аудитории по каждому направлению подготовки объявляются за 1 день до начала вступительного испытания. 5. Перед началом вступительного испытания поступающим сообщается время и место получения информации о полученных результатах. 6. На вступительных испытаниях разрешается пользоваться: справочной
литературой, представляемой комиссией. Запрещено пользоваться средствами связи и ПК. 7. Поступающий, нарушающий правила поведения на вступительном испытании, может быть удален из аудитории без предупреждения. У такого поступающего отбираются все экзаменационные материалы. Фамилия, имя, отчество удаленного из аудитории поступающего и причина его удаления заносятся в протокол проведения вступительного испытания. Поступающий может покинуть аудиторию, только полностью сдав все экзаменационные материалы. 8. При проведении вступительного испытания вопросы поступающих по содержанию экзаменационных вопросов членами экзаменационной комиссии не рассматриваются. При обнаружении опечатки или другой неточности какого-либо задания вступительного испытания, члены экзаменационной комиссии обязаны отметить этот факт в протоколе проведения вступительного испытания. Экзаменационной комиссией будут проанализированы все замечания, при признании вопроса не корректным он засчитывается поступающему, как выполненный правильно.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
О Б Щ Е Е Я З Ы К О З Н А Н И Е
Язык как средство общения, особенности его структуры и функционирования. Язык в системе общества. Языкознание в системе наук. Язык и сознание. Язык и мышление.
Структура и система языка. Уровни языка. Знаковая природа языка. Единицы уровней языка и их функции. Взаимодействие единиц языка.
Проблема значения языкового знака. Значение и смысл
Предмет и методы языкознания. Сравнительно-исторический метод изучения языка. Функциональный метод изучения языка.
Генеалогическая классификация индоевропейских языков. Семья. Ветвь. Группа. Проблематика классификации языков мира. Место русского языка в генеалогической классификации.
Структурный метод изучения языка. Предпосылки возникновения структурализма. Пражский лингвистический кружок (Пражская школа функциональной лингвистики). Копенгагенская школа структурализма (Глоссемантика). Американский структурализм (Американская дескриптивная лингвистика.
Проблемы типологического изучения языков. Флективные, агглютинативные, синтетические, изолирующие языки.
Изучение языковых универсалий.
Социолингвистические и психолингвистические методы в лингвистике.
Антропологическая (антропоцентрическая) парадигма современного языкознания: языковая личность и картина мира в языке.
Библиографический список
Алпатов В.М. История лингвистических учений. М.: «Языки славянской культуры», 2005.
Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высш. школа, 2010.
Кондрашов Н.А. история лингвистических учений. 4-е изд. М.: Либроком, 2009.
Степанов Ю.С. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
6
Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства/Отв. ред. В.П. Нерознак. Изд. 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
Языки мира. Славянские языки. М.: Наука, 2005.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вежбицка А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М.: Языки славянской культуры, 2001.
Морковкин В.В., Морковкина А.В. Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем). М.: ИРЯ им. А.С. Пушкина, 1997.
Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М.: Наука, 1972.
Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. М.: Наука, 1973.
Общее языкознание. Формы существования, функции, истории языка. М.: Наука, 1970.
Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь. /И.С. Брилева, Н.П. Вольская, Д.Б. Гудков, И.В. Захаренко, В.. Красных. М.: Гнозис, 2004.
Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
Шмелев А.Д. Русский язык и внеязыковая действительность. М.: Языки славянской культуры”, 2002.
Якобсон Р. Избранные труды. М.: Прогресс, 1985.
С О В Р Е М Е Н Н Ы Й Р У С С К И Й Я З Ы К
Л е к с и к о л о г и я, ф р а з е о л о г и я, л е к с и к о г р а ф и я
Предмет лексической семантики. Слово и его значение. Понятие лексемы. Семантическая структура слова. Семема, сема, лексема. Полисемия, типы лексических значений слова; регулярная – нерегулярная полисемия; расширение-сужение значения слова. Метафора и ее типы. Метонимия и ее типы. омонимия как негативное явление языковой системы.
Проблема системности словарного состава современного русского литературного языка. Парадигматические, эпидигматические и синтагматические отношения в лексике.
Лингвистическая сущность синонимии и антонимии. Типы синонимов и антонимоы. Парасеманты и омосеманты. Словари синонимов и антонимов.
7
Русская фразеология в узком и широком смысле. Соотношение слова и компонента фразеологизма. Классификация Балли, В,В. Виноградова, Н.М. Шанского. Классификация фразеологизмов. Фразеологические словари.
Слово и фразеологизм как факты истории русской культуры. Культурно-исторический, ценностный, этнографический компоненты в их значениях.
Теория номинации в современном русском литературном языке.
Термины и терминосистемы. Структурные типы терминов. Источники формирования современной терминологии. Взаимовлияние терминологии и общеупотребительной лексики литературного языка.
Ядро и периферия словарного состава современного русского языка. Активный и пассивный состав лексики языка.
Исконная и заимствованная лексика. Этимология. Принципы этимологического анализа. Ассимиляция чужого слова в лексической, фонетической и грамматической системах принимающего языка. Проблема «чистоты» русского языка на современном этапе. Кодифицированная и некодифицированная лексика.
Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Словари новых типов.
Общая характеристика стилистического расслоения лексики современного русского литературного языка. Стилистическая отмеченность слова в языке.
Ономастика. Топонимика. Антропонимика.
Библиографический список
Виноградов В.В. Лексикология и лексикография. Избранные труды. М.: Наука, 1977.
Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М.: Просвещение, 1977.
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М.: Наука, 1974.
Крысин Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография. М., МГУ, 2010.
Ларин Б.А. Из истории слов и словарей. Очерки по лексикологии и лексикографии. Л., 1963.
Новиков Л.А. Избранные труды. В 2-х тт. Том 1. Проблемы языкового значения. М.: Изд-во РУДН, 2001.
8
Способы номинации и предикации в современном русском языке /Отв. ред. Шмелев Д.Н. М.: Наука, 1982.
Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и культурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996.
Ф о н е т и к а. Ф о н о л о г и я
Понятие о фонетической системе. Звуковой поток: фраза, такт, слово, слог, звук. Классификация звуков (артикуляционная и акустическая). Теория слога Р.И. Аванесова, Л.В. Щербы.
Фонетическая позиция. Позиционное чередование звуков. Фонема как функциональная единица языка. Функции фонемы. Аллофон, вариант, варианты фонемы.
Фонологическая система русского языка. Синтагматические и парадигматические отношения в фонологической системе. Уровни в фонологической системе. Позиционная смена и изменение в звучащей речи.
Система согласных фонем современного русского литературного языка.
Система гласных фонем современного русского литературного языка.
Словесное ударение в современном русском языке. Интонация. Фразовое ударение.
Фонологические теории Московской фонологической школы, Ленинградской (Санкт-Петербургской) фонологической школы, Пражской фонологической школы.
Орфоэпия современного русского языка. Связь орфоэпии с теорией фонемы.
Принципы выработки произносительных норм.
Стили произношения.
Библиографический список
Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М.: Русский язык, 1977.
Касаткин Л.Л. Современный русский язык: Фонетика. М., Academia, 2006.
Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М.: ВШ, 1979.
Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М.: Изд-во иностранной литературы, 1960; 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2000.
Панов М.В. О стилях произношения (в связи с общими проблемами стилистики). // Панов М.В. Труды по общему языкознанию и русскому языку. Т. 1. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 103 – 136.
9
Р у с с к о е п и с ь м о
Предмет графики. Современная русская графика. История алфавита слоговой принцип графики. Отступления от слогового принципа русской графики.
Основы русской орфографии.
Предмет пунктуации. Современная русская пунктуация.
Библиографический список
Современный русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. М.: ВШ, 2012.
Современный русский язык /Под ред. П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2007.
Панов М.В. Теория письма. Графика. Орфография // Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. 3-е изд. М.: Азбуковник, 1997.
С л о в о о б р а з о в а н и е
Словообразование в его отношении к лексике, морфологии, синтаксису.
Различные классификации видов мотивации. Множественность словообразовательной мотивации. Фразеологичность семантики.
Морфема, формант, морфемный состав и словообразовательная структура слова.
Основные единицы системы словообразования в современном русском языке.
Способы словообразования в современном русском языке: морфологические и исторические понятия о типах слов.
Особенности словообразования различных частей речи.
Функции словообразования в русском языке.
Библиографический список
Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования// Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975.
Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Просвещение, 1973; 2-е изд. М., 2005
М о р ф о л о г и я
10
Части речи в русском языке. Принципы классификации. История изучения.
Грамматические категории как система морфологических оппозиций. Грамматическое значение. Грамматическая форма.
Понятие формы слова. Словоизменительная парадигма. Словоизменение и проблема основы слова. Понятие дефектной и избыточной парадигмы.
Глагол. Основные категории. Их взаимные связи.
Имя. Основные категории. Их взаимные связи.
Вопрос о местоимениях в системе частей речи вопрос в русском языкознании.
Служебные части речи. Их классификации и функции.
Словоизменительная морфонология.
Развитие системы частей речи на современном этапе: модальные слова, негатив, слова категории оценки.
Взаимодействие лексических и грамматических значений в словоформе и в предложении.
иблиографический список
Современный русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. М.: ВШ, 2012.
Современный русский язык /Под ред. П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2007.
Бондарко А.В. теория морфологических категорий и аспектологические исследования. – М.: Наука, 2005.
Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: МГУ, 1998. 2-е изд. М., 2005.
Шведова Н.Ю. Местоимение и смысл. М., 1998.
Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. М.: Просвещение, 1971.
Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. Л.: Наука, 1976.
Лекант П.А. Грамматические категории слова и предложения. М.: МГОУ, 2007.
Теория функциональной грамматики. Персональность. Залоговость. Л.: Наука, 1990.
Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л.: Наука, 1990.
11
С и н т а к с и с
Предложение как основная синтаксическая единица. Вопрос о предикативности. Многоаспектность предложения. Его признаки и функции.
Формальный, коммуникативный и смысловой аспекты предложения.
Вопрос о словосочетании в русской лингвистике. Типы классификаций. Узкий и широкий подход к словосочетанию.
Принципы классификации предложений в русской синтаксической традиции. Сущность структурно-семантической классификации.
Учение о главных и второстепенных членах предложения: его сильные и слабые стороны.
Типология односоставных предложений. Современное состояние проблемы.
Осложнение простого предложения.
Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. История классификации: Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, А.М. Пешковский, Н.С. Поспелов. В.А. Белошапкова.
Вопрос о самостоятельности бессоюзных сложных предложений. Их классификация.
Актуальное членение предложения.
Функциональный синтаксис.
Коммуникативный синтаксис.
Предложение и высказывание.
Синтаксис и семантика. Семантический синтаксис.
Библиографический список
Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М.: Наука, 1976.
Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. М.: Флинта, Наука, 2011.
Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. М.: Дрофа, 2000.
12
Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения. М., 1975.[Эл. ресурс: http://project.phil.spbu.ru/lib/data/ru/vinogradov/syntax.html]
Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973.
Грамматика русского языка. Т. 2, Ч. 1-2. М.: Наука, 1954. (Введение. Автор - В.В. Виноградов).
Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М.: Просвещение, 1976.
Лекант П.А. Современный русский язык. Синтаксис. М.: Изд. Центр «Академия», 2010.
Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Учпедгиз, 1956.
Поспелов Н.С. Сложноподчиненное предложение и его структурные типы. - Вопросы языкознания. 1959, № 2.
Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. М., 2001.
Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М.: Логос, 2003.
Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. М.: МГУ, 1958.
Гак В.Г. Высказывание и ситуация. //Проблемы структурной лингвистики. 1972. М.: Наука, 1973.
Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: МГУ, 1998. 2-е изд. М., 2005.
Лекант П.А. Очерки по грамматике русского языка. М.: МГОУ, 2002.
Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М.: Наука, 1985.
Русская грамматика – 80. ТТ. 1-2. М.: АН СССР, 1980.
С Т И Л И С Т И К А Р У С С К О Г О Я З Ы К А
Р у с с к а я р а з г о в о р н а я р е ч ь
Я з ы к х у д о ж е с т в е н н о й л и т е р а т у р ы
13
Стилистические ресурсы литературного языка. Понятие стилистической маркированности языковых единиц. Закономерности стилистического использования языковых единиц. Стилистическая окраска и стилистическая окрашенность.
Функциональная и стилевая дифференциация речи.
Стилистика текста как идейно-содержательного, функционального, композиционно-структурного речевого единства.
Разговорная речь как одна из разновидностей литературного языка.
Лингвистические особенности разговорной речи.
Стилистика художественной речи. Эстетическая значимость языковых единиц в контексте художественного произведения.
Язык художественной литературы в его отношении к общелитературному языку.
Язык писателя и стиль писателя. Различие понятий и проблемы изучения.
Проблема поэтического языка.
Типы прозаического повествования.
Проблемы формо- и словотворчества.
Теория тропов и фигур.
Понятие жанра. Роль жанра в формировании и существовании стилей.
Эволюция стилистической системы в ХХ-ХХ1 вв.
Проблемы поэтического языка. Специфика стихотворной речи.
Теория интертекстуальности.
Библиографический список
Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959.
Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: ВШ, 1971.
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963.
Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М.: Наука, 1980.
Григорьев В.П. Поэтика слова. М.: Наука, 1979.
Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М.: Наука, 1986.
Лукин В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. М.: Изд-во «Ось 89», 2009.
Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: УРСС, 2006.
Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М.: Наука, 1977.
Валгина Н.С. Функциональные стили русского языка. М.: ИЛЕКСА, 2011.
14
Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. М.: Наука, 1976 (Разделы: Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. О поэзии Анны Ахматовой).
Винокур Г.О. Филологические исследования: лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1980.
Гавранек Б. О функциональном расслоении литературного языка.
Крылова О.А. Лингвистическая стилистика. Часть I. Теория. М.: ВШ, 2005.
К у л ь т у р а р у с с к о й р е ч и
Основные понятия теории культуры речи (норма, вариант, отклонение от нормы и ошибка; кодификация; языковой пуризм и антинормализаторство; правильность и уместность.
Современные проблемы языковой культуры.
Культура русской речи в условиях национально-русского двуязычия.
Современные специальные нормативные (ортологические) словари русского языка и их классификация.
Библиографический список
Винокур Г.О. Культура языка. 2-е изд. М., УРСС, 2006.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: ВШ, 1988.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1989.
Русский язык и культура речи. Уч. пособ. /Отв. ред. В.Д. Черняк. М.: ВШ, 2002.
Семенюк Н.Н. Норма// Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Литературоведение (теория литературы, история зарубежной литературы) изучает основные закономерности искусства слова и этапы его развития: присущие ему образность и знаковость, типы художественного обобщения, особенности содержания и формы его произведений, роды и виды (жанры) литературы, сюжет, композицию, язык, теорию стиха. Освещаются основные тенденции литературного процесса и творчество его крупных представителей в странах Западной Европы разных историко-культурных эпох, жанровые и
15
эстетические системы, стили, основные школы в российском и зарубежном литературоведении.
Предмет литературоведения
Место теории и истории зарубежной литературы в системе наук об искусстве. Понятие об интерпретации Сущность искусства Образ и знак в художественном произведении, соотношение этих понятий. Аристотелевская теория мимесиса и теория символизации. Жизнеподобный и условный типы изображения. Задачи истории зарубежной литературы.
Художественная литература как вид искусства
Искусств0 изобразительн0е и экспрессивн0е, пространственн0е, временн0е и пространственно-временное. Литература как изобразительный и временной вид искусства. Лессинг о действии ее познавательных возможностей. Соотношение кино и телевидения с литературой в художественной культуре второй половины ХХ века.
Литературное произведение как художественное цело
Определение литературного произведения. Содержание в его соотнесении с формой. Форма произведения как совокупность способов, средств, приемов воплощения содержания. Разработка В.Гумбольдтом, А.Потебней, Г.Винокуром понятия "внутренняя форма". Понятие артефакта. Художественное произведение как развернутое в мир целое. Методы анализа литературного произведения как художественного целого в современном западном литературоведении.
Роды литературы
Эпос, лирика, драма — роды художественной словесности. А.Н. Веселовский о происхождении поэтических родов. Различие поэтических родов в "Поэтике" Аристотеля. Теория литературных родов Гегеля и Белинского. Современная теория родов литературы (К. Бюлер, В.Е. Хализев).
Виды (жанры) литературы
«Память жанра». Жанр как устойчивая формально-содержательная целостность. Межродовые формы в литературе.
Лирика и ее жанры. Античная лирика (Сафо, Алкей, Гораций, Овидий). Типология лироэпических жанров и их эволюция в творчестве западноевропейских поэтов (Данте, Байрон, Шелли, Гейне). Проблема "лирического героя".
16
Эпос и его жанры. Героическая эпопея (поэмы Гомера). Роман, его типы и жанровые разновидности («Роман о Тристане и Изольде» как образец средневекового эпоса; воспитательный романа как жанр немецкой литературе — Гёте). Генезис исторического романа во французской и английской литературе. Теория романа в трудах М.М. Бахтина (Ф. Рабле, Гёте, Ф. ). Повесть как средняя эпическая форма. Генезис новеллы в итальянской литературе, пути дальнейшего развития жанра (Боккаччо). Драматический род и его жанры. Трагическое и трагедия. Аристотель о катарсисе. Родовые и жанровые особенности античной трагедии. Гегель и современная эстетика о трагическом герое. Ренессансная трагедия в драматургии У. Шекспира. Эволюция жанра в творчестве Гёте. Пантрагическое у Ф. Ницше. Жизнь жанра трагедии в современной зарубежной драматургии.
Комическое и комедия. Концепция амбивалентного карнавального смеха в трудах М.М. Бахтина и ее применение в изучении комедий Лопе де Вега. Комический герой и комический гротеск в драматергии Мольера. Драма. Отличие драматического конфликта от трагического. Теория «мещанской драмы» в XYIII и XIX в. (Лессинг, Шиллер). Новаторство драматургии ХХ в. и творческие поиски Б.Шоу и Б.Брехта Мелодрама как низовой жанр драматургии и причины ее популярности.
Фабула, сюжет и композиция литературного произведения
Различные толкования терминов фабула и сюжет. А.Н. Веселовский и В.Я. Пропп о мотивах и сюжете. Сюжетность как существенная особенность произведения эпического и драматического рода. Типы сюжетов в исторической прозе. Композиция литературного произведения, своеобразие композиции сентименталистского и романтического текста (Стерн, Гофман).
Художественное время и художественное пространство в литературном произведении
Роль работ М.М. Бахтина и ученых московско-тартуской школы в исследовании проблемы. Понятие хронотопа. Универсальные пространственно-временные хронотопы в зарубежном романе в разные историко-литературные эпохи (античность, средние века, Возрождение, эпоха Просвещения, реализм XIX века, роман Джойса «Улисс»).
Автор и герой в литературном произведении
Значение терминов "автор", "авторство". Роль авторской индивидуальности в литературе XIX-XX в. («бурные гении» Гете, Шиллер, Байрон, Шелли). Грани авторской субъективности и своеобразие выражения
17
ее в лирике (лирический герой Гейне). Рецептивная эстетика — школа зарубежного литературоведения. Психологизм как средство характерообразования в творчестве Стендаля, Бальзака, Теккерея. Новые формы психологизма в модернизме и «магическом реализме» (Фолкнер, Маркес).
Художественная речь
Специфика художественной речи. Поэзия и проза. Текст как понятие филологии и семиотики. Текст в постмодернистских концепциях и прозе Зюскинда, Фаулза. «Нулевая степень письма» (Р.Барт), типы неавторского слова.
Библиографический список
Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. М., 2003.
Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2007.
Луков В.А. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. М., 2007.
История зарубежной литературы ХIХ века/ Под ред. Н.А. Соловьевой. М., 2006.
Зарубежная литература ХХ века. Учебник/ Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2008.
Аристотель. Поэтика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т.4. С.645-680.
Бахтин М.М. К вопросам методологии эстетики словесного творчества. I. Проблема формы, содержания и материала в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Собр. соч. М., 2003. Т.1. С. 265-325.
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7 т. М., 1996. Т.5. С.159-206.
Бахтин М. М. Проблема текста // Бахтин М.М. Собр. соч. М., 1996. Т.5. С.306-326.
Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч. М., 2000. Т.2. С.5-175.
Гадамер Г. Семантика и герменевтика // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. –С.60-71.
Гаспаров М.Л. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб, “Азбука”, 2001.
Михальская Н.П. и др. История зарубежной литературы. М., 2005.
18
Теория литературы: Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М., 2003. Т.3.С.11-32.
Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов / Автор-составитель Н. Тамарченко. М., 2001.
Шевякова Э.Н. Поэтика современной французской прозы. М., 2002.
Шеллинг Ф. Философия искусства. Спб., 1996.
Шервашидзе В.В. Зарубежная литература ХХ века. М., 2002.
Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987.
Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
Литературный словарь. М., 2007.
Поэтический словарь. М., 2008.
Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы. Термины. Энциклопедич. справочник. М., 1996.
М. Л. Гаспаров. Столетие как мера, или Классика на фоне современности // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/62/
Герменевтика // Материал из Википедии — свободной энциклопедии // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Герменевтика
Московско-тартуская семиотика: ее достижения и ее ограничения // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/98/zh5-pr.html
В.В. Кожинов. Понимание трагедии и разрушенное сознание // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kozhinov.voskres.ru/articles/traged.htm
Александр Эткинд. Новый историзм, русская версия // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazine/nlo/n47/sod.htm
Зарубежная литература 1980-90 годов. Тексты и справки по авторам. http: //reader.vspu.ac.ru/
Пронин В.А. История немецкой литературы. – М: Логос, 2007.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Google, Rambler, Yandex.
Общее книговедение
19
Общее определение книговедения как науки. Соотношение книговедения и общего книговедения. Основные исторические закономерности формирования обобщенного книговедческого знания. Фундаментальная проблематика Общего книговедения: мировоззренческая науковедческая
Из истории становления и развития обобщенного книговедческого знания в зарубежной науке о книге: библиографическая концепция, библиотечная концепция, историко-книжная концепция, конкретно-научные ориентации в разработке общетеоретических положений науки о книге. Современные зарубежные концепции книги и книговедения.
Развитие общей теории книговедения в России до 1917 г.
Общие закономерности становления книговедения в дореволюционной России. Теоретическое значение работ В.С. Сопикова и В.Г. Анастасевича. Возникновение термина «книговедение» и понимание его содержания на разных этапах истории развития науки о книге. Теоретическая проблематика науки о книге в трудах Н.М. Лисовского. Методологическая проблематика книговедения в трудах А.М. Ловягина. Теория библиопсихологии Н.А. Рубакина
Становление общей теории книговедения и основные направления ее развития (1917-1959)
Основные закономерности, процессы, формы, факты развития книговедения в первые годы Советской власти. Книговедческие центры 20-30 гг., основные направления их деятельности, проблематика теоретических исследований. Теоретическая проблематика и концепции крупнейших отечественных книговедов: А.М.Ловягина, М.Н. Куфаева, М.И. Щелкунова, Н.М. Сомова, А.В. Мезьер, А.Г. Фомина, Сидорова А.А. Книговедческая полемика начала 30-х гг.: проблематика, формы, участники. Методологическая проблематика книговедения в публикациях и выступлениях И.В. Новосадского и П.Н. Беркова. Последствия полемики для развития отечественного книговедения. Основные направления книговедческих исследований в 40-50-е гг. ХХ в.
Развитие современного книговедения
«Второе рождение» книговедения. Дискуссии по проблемам книговедения 1959 и 1964 гг. Концепция комплексности науки о книге. Функциональная концепция книговедения. Концепция «пересекающихся» наук. Системно-типологическая концепция: исходные положения и принципы.
20
Книга, книжное дело, книжное издание
Универсальный системно-типологический принцип развертывания сущности любого явления объективной действительности. Субстанциальные признаки книги: информационность, коммуникационность, семиотичность. Содержание категории «информация». Содержание понятий «социальная, семантическая, семиотическая, материально-предметная» информация. Содержание и структура коммуникационного процесса «сознание». Формы информации в подсистемах коммуникационного процесса «сознание». Понятие о контексте, тексте, произведении. Издание и процесс массовой коммуникации. Сущность издания. Определение книги как объективного явления социальной действительности, как способа отражения и средства формирования индивидуального, группового и общественного сознания. Соотношение книги с прессой, радио, кино, телевидением, компьютерно опосредованной коммуникацией. Книжное дело как подсистема духовной культуры и письменности, как способ существования реальной, действительной книги. Формы книги в процессах книгопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства. Система книжного издания. Общие принципы и критерии типизации книжных изданий.
Система книговедческого знания
Объектная область книговедения. Соотношение объектной области и объекта книговедения. Общее определение объекта книговедения. Компонентный состав объекта книговедения. Структура объекта книговедческого знания. Общее определение предмета книговедения. Компонентный состав предмета книговедения. Структура предмета книговедения. Структурно-уровневая организация книговедческого знания. Система книгоиздательского книговедческого знания. Система книготоргового книговедческого знания. Система библиотечного книговедческого знания. Система библиографического книговедческого знания. Книговедение и смежные дисциплины.
Система метода книговедческого познания
Разработка теории метода книговедческого познания как одна из фундаментальных проблем общего книговедения. Структура метода книговедческого познания книги. Сущность соотношение объекта, предмета и метода как форм научного знания. Основания теории метода. Система книговедческого метода (компонентный состав, структура, формы).
21
Библиографический список
Беловицкая А.А. Книговедение. Общее книговедение. – М.: МГУП, 2007. – 391 с.
Книга: Энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. – 796 с.
Мигонь К. Наука о книге: Очерк проблематики / Пер. с польск. – М.: Книга, 1991. – 198 с.
Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета: Сборник статей. – М.: Книга – Традиция, 2000. – 279 с.
Библиографоведение
ОБЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Происхождение и сущность понятия "библиография". Основные социальные функции библиографии. Основные принципы и методы библиографии. Библиографоведение ‒ развитие и современное состояние. Проблема видов библиографии. Библиографические ГОСТы и система СИБИД. Библиографическая запись и система библиографических пособий. Современные библиографические классификации. Российская книжная палата – национальный библиографический центр. Основные этапы исторического развития отечественной библиографии. Букинистическая библиография.
Иностранная библиография
Международное библиографическое сотрудничество ‒ история и современное состояние.
Национальная библиография ‒ особенности исторического развития и современное значение. Зарубежные биобиблиографические издания ‒ история создания и современная практика выпуска. Информационно-библиографическое обеспечение книжного рынка в зарубежных странах. Зарубежные энциклопедические издания как источник авторитетной библиографической информации. Книготорговая библиография как система, ее особенности в системе видов библиографии. Библиографическая книготорговая практика: ее разновидности и формы. Система книготорговых библиографических пособий. Типологическая характеристика. Книготорговое
22
библиографическое обслуживание: справочно-библиографическое обслуживание и библиографическое информирование. Система издательской и книготорговой библиографической информации в ассортиментной деятельности оптового и розничного звена.
Библиографический список
Вохрышева М.Г. Библиографическая деятельность: Структура и эффективность. – М., 1989. – 199 с.
Гречихин А.А. Библиографоведение: Возникновение и особенности формирования: Учеб. пособие. – М., 1988. – 93 с.
Гречихин А.А. Общая библиография: Учебник для вузов. – М., 2000. – 588 с.
Здобнов Н.В. История русской библиографии до начала ХХ в. – 3-е изд. – М., 1955. – 607 с.
Машкова М.В. История русской библиографии начала ХХ в. – М., 1969. – 492 с.
Сляднева Н.А. Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: Опыт системно-деятельност. анализа. – М., 1993. – 226 с.
Стандарты по библиотечному делу. – СПб., 2000. – 512 с.
Стандарты по издательскому делу. – М., 1998. – 376 с.
Фокеев В.А. Природа библиографического знания. – М., 1995. – 352 с.
Грузинова Л.Б. Иностранная библиография: Учеб. пособие. – М., 1997. – 164 с.
Семеновкер Б.А. Библиография в Древнем Египте // Библиография. – 1993. – №4. – С. 123-121.
Симон К.Р. История иностранной библиографии. – М., 1963. – 763 с.
Симон К.Р. Избранное. – М., 1984. – 239 с.
История книжного дела
23
Методы изучения истории книги. Вспомогательные исторические дисциплины в исследовании истории книги. Источниковедение истории книги. Классификация источников.
Историческая эволюция форм книги и материалов для письма.
Развитие алфавитов у древних народов и изобретение славянской азбуки.
Развитие рукописного способа производства книг в период античности и Возрождения. Выдающиеся манускрипты мира.
Предпосылки изобретения И. Гутенберга и его историческая роль. Издания И. Гутенберга. Первопечатники и первопечатные книги Европы.
Славянские инкунабулы Ш. Фиоля, Г. Црноевича, Ф. Скорины.
Введение книгопечатания в Московском государстве и деятельность Ивана Федорова.
Реформы Петра I в книжном деле России ХVIII в.
Деятельность Н.И.Новикова как издателя, книготорговца, библиографа.
Издательско-книготорговая и библиографическая деятельность А.Ф.Смирдина.
Издательская деятельность М.О. Вольфа, А.Ф. Маркса, И.Д. Сытина.
НЭП в книжном деле советской России.
Развитие советского книжного дела в 1930-е годы.
Книжное дело в послевоенные десятилетия.
Современное книжное дело России как этап в исторический эволюции отечественной книги.
Развитие букинистической торговли в дореволюционной России.
Особенности развития букинистической торговли в советский период.
Основные тенденции развития антикварной книжной торговли в современной России.
Формирование форм и методов букинистической торговли.
Классификация букинистических товаров.
24
Букинистическая редкость, ее понятие. Факторы, оказывающие влияние на редкость букинистической книги.
Историко-книговедческий анализ и его значение для ценообразования на букинистическую книгу.
Внешняя форма книги как ценообразующий фактор.
Товарные свойства и качества букинистической книги.
Библиографический список
Баренбаум И.Е. История книги. – М., 1984.
Баренбаум И.Е., Шомракова И.А. Всеобщая история книги: Учеб. – СПб., 1996-1998.
Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. Древний мир. Средневековье. Возрождение. XVII век. – М., 1988.
История книги: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Говорова, Т.Г.Куприяновой. – М., 1998.
История книги. – М., 2001.
Книга: Энциклопедия. – М., 1999.
Книга в России, 1861-1881 / под общ. ред. И.И. Фроловой: в 3 т. – М: Книга, 1988-1991.
Книга в России, 1881-1895 / под общ. ред. И.И. Фроловой. – СПб.: Изд-во РНБ, 1997.
Книга в России, 1895-1917 / под общ. ред. И.И. Фроловой. – СПб.: Изд-во РНБ, 2008.
Книговедение: Энциклопедический словарь. – М., 1982.
Хрестоматия по истории книги. Ч.1 / Сост. Т.Г.Куприянова, О.В.Андреева. – М., 1995.
Хрестоматия по истории книги. Ч.2 / Cост. О.В. Андреева. – М., 1998.
400 лет русского книгопечатания: 1564-1964. Т.1-2. – М., 1964.
25
Тараканова О.Л. Антикварная книга: Учеб. – М.: Изд-во МГУП "Мир книги", 1996.
Букинистическая торговля: Учеб. / Под ред. А.А.Говорова, А.В.Дорошевич. – М.: Изд-во МПИ, 1990.
Тараканова О.Л., Каменская Н.Г., Грачева Н.С. Торгово-технологический процесс в букинистической торговле: Учеб. пособие. – М.: МГУП, 2005. – (Книжный бизнес: Отечественный опыт).
Тараканова О.Л., Каменская Н.Г. Биобиблиографический словарь русских букинистов: Учеб. пособие. – М.: МГУП, 2004. – (Книжный бизнес. Отечественный опыт).
Голева О.П. Тиражные и экземплярные свойства книги: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУП "Мир книги", 1998.
Назаревская Н.О. Антикварный рынок в России XVIII - XX веков. – М.: Любимая книга, 2006.
Сеславинский М.В. Аромат книжного переплета: Отечественный индивидуальный переплёт XIX-XX: альбом-каталог. – М.: Астрель, 2008.
Сеславинский М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: библиофильские издания конца XIX - начала XX века. – М.: Белый город, 2010.
Сидоров А.А. История оформления русской книги. – 2-е изд. – М., 1964.
Публикации, посвященные антикварно-букинистической торговле, на страницах журналов «Про книги», «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», «Среди коллекционеров».