Контакты:
-
Афонькина Ольга ВасильевнаПреподаватель
-
Сковородников Пётр ЮрьевичПреподаватель
Общая трудоемкость дисциплины: 72 академических часов,
Форма контроля: зачет
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель курса - выработать представление о тексте как объекте книговедческого и лингвостилистического исследования, помочь понять сущность текста как коммуникативной единицы высшего порядка; познакомить с типологией вербальных текстов и их компонентов, вскрыть современные проблемы и категории текста.
Текст изучается как продукт речемыслительной деятельности автора и одновременно как материал интерпретирующей деятельности читателя. В связи с этим важным для студентов оказывается применение коммуникативно-прагматического принципа при определении текстовых категорий и выявление системного характера соотношения речевых качеств текста и реального коммуникативного намерения автора, проявляющегося в коммуникативной установке текста.
Курс «Теории текста» призван помочь слушателю в совершенстве усвоить представления о тексте как едином коммуникативно-речевом целом, нацеленном на решение конкретных задач общения в зависимости от прагматических, жанровых установок говорящего, контекста и предмета речи. Курс ставит своей основной целью комплексное овладение студентом навыками теоретически обоснованного анализа различных текстов и их компонентов, а также навыков профессионально грамотного литературного редактирования, практического анализа и составления текста как средства эффективного решения коммуникативных задач.
Практические задачи, решаемые на соответствующих этапах изучения курса, представляются следующим образом:
• реализация коммуникативно-прагматического принципа при определении текстовых категорий;
• выявление форм и закономерностей соотношения внешних (коммуникативных) факторов, лежащих в основе конструирования текста, с внутренними константами текста;
• описание и обоснование типологии текстов как речевых произведений;
• установление закономерного соотношения между планом выражения и планом содержания в рамках текста как содержательно и структурно цельного речевого произведения.