Человечество вступило в ХХI век. В это сложное и трудное время вопрос о том, что такое Философия приобретает особую актуальность. Философы всегда размышляли над глубинными ценностями и жизненными ориентациями человека, над тем, как ему следует вести себя в периоды кризисов, обострения природных, социальных, политических, моральных противоречий.
ХХI век - век глобальных проблем - порождает по существу философские вопросы. Стало очевидным, что овладение человеком могущественными силами природы оказывается не только благом, но и небывалой угрозой самому существованию человека. Вопрос об исторических судьбах человечества связывается с вопросом о смысле и задачах философии, ибо речь идет о том, в какой мере человек способен овладеть последствиями своей познавательной и созидательной деятельности, управлять своим собственным развитием, понять самого себя. Другими словами, речь идет об оценке человеческого разума.
Философское знание формируется вместе с развитием человека разумного (homo sapiens), в период, когда в процессе умственной эволюции он начинает выделять себя из природы, осмысливать окружающий мир и самого себя. Можно согласиться с французским философом Вейль Э.Э. Вейлем, который писал, что люди были и останутся философами, пока они ставят вопросы о смысле своей жизни, о смысле мира, и что они не будут больше философствовать, если станут сомневаться в том, что этот смысл существует.
Учебный курс философии состоит из двух частей - исторической и систематической.
Изучение истории философии даст Вам представление о специфике философского знания, об основных этапах развития философской мысли, о том, что во все времена и эпохи философы, каждый раз заново ставя вопрос: что такое человек, как ему следует жить и на что ориентироваться, брали на себя функцию прояснения проблем человеческого бытия. Разрешить эти, так называемые «вечные», вопросы исчерпывающе невозможно даже после триумфа конкретных современных наук, поскольку с каждым шагом истории в общественном мире человека складываются совершенно новые ситуации.