Контакты:
-
Шурыгина Ирина ЛьвовнаПреподаватель
«Педагогическая практика»
1. Цели и задачи дисциплины
Педагогическая практика магистрантов является составной частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке студентов в университете и в организациях.
Педагогическая) практика является разделом, следующим после изучения учебных дисциплин базового блока и части курсов вариативной части (обязательных и по выбору студента).
Задачи дисциплины
– участие магистранта в подготовке лекции по теме, определенной руководителем магистерской диссертации и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
– подготовка и проведение семинара по теме, определенной руководителем магистерской диссертации и соответствующей направлению научных интересов магистранта.
2. Место дисциплины в структуре ОП
Практика является составным элементом магистерской программы.
Логически и методически изучение дисциплины связано с базовыми знаниями, полученными при изучении курсов, «Маркетинг-менеджмент в издательском деле» (, «Управление издательскими проектами». Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате изучения курсов «Книга и периодика в мировом медиапространстве»..
Результаты обучения используются при преподавании дисциплины «Культура книгоиздательского дела: Традиции и современность», «Интегрированные маркетинговые коммуникации в издательском деле», при прохождении научно-исследовательской и преддипломной практики; написании магистерской диссертации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате прохождения практики студенты должны:
знать:
- специфику и структуру педагогической деятельности и осознавать ее значимость в обществе;
- основные характеристики и способы профессионально-педагогического общения и взаимодействия с учащимися;
-знать технологию подготовки элементов методического обеспечения.
уметь:
осуществлять самоконтроль, самоотчет, самооценку;
- применять современные методы и методики в процессе преподавания;
владеть:
методикой разработки учебных программ и методического обеспечения дисциплин.
Форма отчетности по практике Аттестация по итогам прохождения практики проводится в форме дифференцированного зачета.Рабочая программа дисциплины
«Педагогическая практика»
Направление подготовки 42.04.03 «Издательское дело»Профиль Современный издательский процесс: инновационные практики
Квалификация (степень) выпускника: магистрФорма обучения: очная
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Цели педагогической практики:
в процессе прохождения практики магистрант должен приобрести опыт профессиональной педагогической деятельности, а именно:
–преподавание профильных дисциплин в образовательных организациях дополнительного профессионального образования, профессиональных
образовательных организациях;
–разработка учебно-методических материалов.
Задачи педагогической практики:
·приобретение студентом магистратуры навыков педагога
-исследователя, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информации с целью её использования в педагогической деятельности;
·подготовка студента магистратуры к выполнению функций преподавателя
-ассистента при проведении лекций, практических занятий, семинаров для развития педагогического мастерства, умений и навыков самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы;
·создание условий для достижения профессиональной компетентности в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню подготовки магистра;
·изучение опыта преподавания дисциплин ведущими преподавателями Университета;
·проверка степени готовности к самостоятельной педагогической деятельности;
·развитие культуры общения как важнейшего условия успешного решения задач будущей профессиональной и педагогической деятельности.
2. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОП
Рабочая программа педагогической практики предназначена для реализации государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по магистерской программе «Современный издательский процесс: инновационные практики» (направление42.04.03 Издательское дело) и является единой для всех форм обучения.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования магистр должен быть подготовлен к научно-педагогической работе в качестве преподавателя для государственных и негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования (колледжей, техникумов и профессиональных училищ).
Раздел «Б2. П.1. Педагогическая практика» учебного плана подготовки студентов магистратуры входит в Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)».
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
Код компетенции |
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ПК-7 |
Способен преподавать и разрабатывать учебно-методические материалы дисциплин, соответствующих направлению подготовки «Издательское дело» в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании |
Студент должен: Знать: Методику проведения учебных занятий и разработки учебно-методической литературы по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы; Уметь: Проводить все виды аудиторных занятий по профильным дисциплинам. Разрабатывать учебно-методические материалы по профильным дисциплинам. Планировать деятельность группы (курса): включение обучающихся группы в разнообразные социокультурные практики, профессиональную деятельность, проведение досуговых и социально значимых мероприятий; планировать совместно с другими педагогическими работниками профориентационной деятельности образовательной организации. Владеть: Программно-методическими основами преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП); навыками общения с учебной группой и методами поддержания дисциплины во время проведения учебных занятий; навыками обоснованного отбора учебного материала и организ ации учебного занятия; навыками выбора и использования современных форм и методов обучения; навыками использования современных информационных средств обучения; навыками самоанализа в процессе подготовки и проведения учебных занятий с целью формирования профессиональной педагогической компетенции и обеспечения качества подготовки студентов. . |
4. МЕСТО И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Педагогическая практика проводится стационарно в Институте издательского дела и журналистики Мосполитеха на кафедре «Издательское дело и книговедение».
Срок проведения педагогической практики в соответствии с учебным планом
и календарным графиком учебного процесса – 2 курс.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, т.е. 108 академических часа (из них 36 часов – самостоятельная работа студентов).
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и формы текушего контроля:
1. Организационное инструктивное собрание: ознакомление с приказом о прохождении практики о сроках, месте прохождения и научном руководители. Получение дневника по практике студента. Инструктаж по технике безопасности.
2. Подготовительный этап: получение индивидуального задания, содержания и планируемого результата практики, разработка календарного плана прохождения практики
3. Ознакомительный этап: изучение системы управления учебным заведением; структуры и содержания нормативных документов образователь
ной деятельности; организации, содержания и планирования основных форм учебной работы.
4. Методический этап: изучение современных методов и методик преподавания профильных дисциплин; основных инструментов проведения аудиторной работы; основных требований при разработке методического обеспечения преподавания профильных дисциплин.
Разработка учебно-методических материалов для проведения учебных занятий и ФОС по заданной теме.
5. Практический этап: изучение опыта преподавания на занятиях научного руководителя и других ведущих преподавателей вуза.
Самостоятельное проведение практических занятий и семинаров
6. Заключительный этап: подведение итогов практики. Подготовка письменного отчета по практике. Собеседование, отчет,зачет с Оценкой.
6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе организации педагогической практики руководителями от выпускающей кафедры должны применяться современные образовательные и научно-исследовательские технологии:
мультимедийные технологии:
ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время практики проводятся в помещениях, оборудованных экраном, видео-проектором, персональными компьютерами. Это позволяет руководителям практики и
специалистам организации экономить время, затрачиваемое на изложение необходимого материала и увеличить его объем;
дистанционная форма консультаций во время прохождения конкретных этапов педагогической практики и подготовки отчета;
компьютерные технологии и программные продукты,
необходимые для сбора и систематизации анализируемой информации, проведения требуемых программой практики расчетов и т.д.
В свою очередь, во время подготовки к занятиям, магистрант активно использует электронные библиотечные системы, ресурсы Интернета.
Во время проведения занятий со студентами магистрант должен продемонстрировать умение использовать в учебном процессе аудио-и видеооборудование, компьютерные программы для тестирования знаний студентов, другие современные образовательные технологии.
7. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРАКТИК И
Аттестация по итогам проводится на кафедре «Издательское дело и книговедение».
По итогам прохождения педагогической практики на основании собеседования, дневника, отчета по практике магистранту выставляется оценка (дифференцированный зачет).
Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению.
Аттестация по итогам практики производится не позднее 5 дней после завершения практики на выпускающей кафедре руководителем практики.
Отзыв руководителя практики должен отражать следующие моменты:
– характеристику магистранта, овладевшего определенным набором профессиональных компетенций;
– способность к педагогической деятельности, к творческому мышлению;
– оценка инициативности и дисциплинированности;
– недостатки и пробелы в подготовке магистранта.
Магистранты, не выполнившие программы практики без уважительных причин или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета.
В качестве основной формы и вида отчетности устанавливается письменный отчет.
Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период практики.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
Прохождение педагогической практики магистранта имеет следующее материально-техническое обеспечение:
–аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий,оснащенные проектором, ноутбуком
Во время прохождения педагогической практики магистрант имеет возможность работать в читальном зале библиотеки, где имеются компьютеризированные рабочие места с выходом в Интернет
для работы с электронными библиотечными системами, каталогом и официальными сайтами организаций, электронными учебными пособиями и т.д.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (ФОС) ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
В результате освоения дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Код компетенции |
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать |
ПК-7
|
Способностью преподавать и разрабатывать учебно-методические материалы дисциплин, соответствующих направлению подготовки «Издательское дело» в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании: Знает: Методику проведения учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы; Умеет: Планировать деятельность группы (курса): включение обучающихся группы в разнообразные социокультурные практики, профессиональную деятельность, проведение досуговых и социально значимых мероприятий; планировать совместно с другими педагогическими работниками профориентационной деятельности образовательной организации. Владеет: Программно-методическими основами преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП. |
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса.
Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения дисциплины, описание шкал оценивания
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов обучения по дисциплине
ПК=7. Способен преподавать и разрабатывать учебно-методические материалы дисциплин, соответствующих направлению подготовки «Издательское дело» в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании |
||||
Показатель |
Критерии оценивания |
|||
2 |
3 |
4 |
5 |
|
знать: Методику проведения учебных занятий и разработки учебно-методической литературы по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы |
Обучающийся демонстрирует отсутствие знания методики проведения учебных занятий и разработки учебно-методической литературы по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы |
Обучающийся демонстрирует неполное знание методики проведения учебных занятий и разработки учебно-методической литературы по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы. Знания освоены, но допускаются ошибки при переносе умений на нестандартные ситуации |
Обучающийся демонстрирует частичное знание методики проведения учебных занятий и разработки учебно-методической литературы по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы Знания освоены, но допускаются незначительные ошибки при переносе умений на нестандартные ситуации |
Обучающий ся демонстрирует знание методики проведения учебных занятий и разработки учебно-методической литературы по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы. Свободно оперирует знаниями, применяет их в ситуациях повышенной сложности |
уметь: Проводить все виды аудиторных занятий по профильным дисциплинам. Разрабатывать учебно-методические материалы по профильным дисциплинам. Планировать деятельность группы (курса): включение обучающихся группы в разнообразные социокультурные практики, профессиональную деятельность, проведение досуговых и социально значимых мероприятий; планировать совместно с другими педагогическими работниками профориентационной деятельности образовательной организации.;
|
Обучающийся в недостаточной степени умеет проводить все виды аудиторных занятий по профильным дисциплинам; разрабатывать учебно-методические материалы по профильным дисциплинам; планировать деятельность группы (курса): включение обучающихся группы в разнообразные социокультурные практики, профессиональную деятельность, проведение досуговых и социально значимых мероприятий; планировать совместно с другими педагогическими работниками профориентационной деятельности образовательной организации.; |
Обучающийся не в полной мере умеет проводить все виды аудиторных занятий по профильным дисциплинам; разрабатывать учебно-методические материалы по профильным дисциплинам; планировать деятельность группы (курса): включение обучающихся группы в разнообразные социокультурные практики, профессиональную деятельность, проведение досуговых и социально значимых мероприятий; планировать совместно с другими педагогическими работниками профориентационной деятельности образовательной организации. Умения освоены, но допускаются ошибки при переносе умений на нестандартные ситуации |
Обучающийся демонстрирует умение проводить все виды аудиторных занятий по профильным дисциплинам; разрабатывать учебно-методические материалы по профильным дисциплинам; планировать деятельность группы (курса): включение обучающихся группы в разнообразные социокультурные практики, профессиональную деятельность, проведение досуговых и социально значимых мероприятий; планировать совместно с другими педагогическими работниками профориентационной деятельности образовательной организации. Умения освоены, но допускаются незначительные ошибки при переносе умений на нестандартные ситуации |
Обучающийся умеет проводить все виды аудиторных занятий по профильным дисциплинам; разрабатывать учебно-методические материалы по профильным дисциплинам; планировать деятельность группы (курса): включение обучающихся группы в разнообразные социокультурные практики, профессиональную деятельность, проведение досуговых и социально значимых мероприятий; планировать совместно с другими педагогическими работниками профориентационной деятельности образовательной организации Свободно оперирует приобретенными умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности |
владеть: Программно-методическими основами преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или. |
Обучающийся в недостаточной степени владеет программно-методическими основами преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или ДПП); навыками общения с учебной группой и методами поддержания дисциплины во время проведения учебных занятий; навыками обоснованного отбора учебного материала и организ ации учебного занятия; навыками выбора и использования современных форм и методов обучения; навыками использования современных информационных средств обучения; навыками самоанализа в процессе подготовки и проведения учебных занятий с целью формирования профессиональной педагогической компетенции и обеспечения качества подготовки студентов. . |
Обучающийся не в полной мере владеет Программно-методическими основами преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или ДПП); навыками общения с учебной группой и методами поддержания дисциплины во время проведения учебных занятий; навыками обоснованного отбора учебного материала и организ ации учебного занятия; навыками выбора и использования современных форм и методов обучения; навыками использования современных информационных средств обучения; навыками самоанализа в процессе подготовки и проведения учебных занятий с целью формирования профессиональной педагогической компетенции и обеспечения качества подготовки студентов. |
Обучающийся владеет Программно-методическими основами преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или ДПП); навыками общения с учебной группой и методами поддержания дисциплины во время проведения учебных занятий; навыками обоснованного отбора учебного материала и организ ации учебного занятия; навыками выбора и использования современных форм и методов обучения; навыками использования современных информационных средств обучения; навыками самоанализа в процессе подготовки и проведения учебных занятий с целью формирования профессиональной педагогической компетенции и обеспечения качества подготовки студентов. . |
Обучающийся в полной мере владеет Программно-методическими основами преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или ДПП); навыками общения с учебной группой и методами поддержания дисциплины во время проведения учебных занятий; навыками обоснованного отбора учебного материала и организ ации учебного занятия; навыками выбора и использования современных форм и методов обучения; навыками использования современных информационных средств обучения; навыками самоанализа в процессе подготовки и проведения учебных занятий с целью формирования профессиональной педагогической компетенции и обеспечения качества подготовки студентов. . |
Форма промежуточной аттестации: зачёт.
Промежуточная аттестация обучающихся в форме зачёта проводится по результатам выполнения всех видов учебной работы, предусмотренных учебным планом по данной дисциплине, при этом учитываются результаты текущего контроля успеваемости в течение семестра. Оценка степени достижения обучающимися планируемых результатов обучения по дисциплине проводится преподавателем, ведущим занятия по дисциплине методом экспертной оценки. По итогам промежуточной аттестации по дисциплине выставляется оценка «зачтено», или «не зачтено».
Шкалы оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
Шкала оценивания |
Описание |
Зачтено |
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Студент демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации |
Не зачтено |
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации |
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки магистров 42.03.03 Издательское дело.